После тринадцати лет перерыва в очном общении с пермскими читателями писатель Алексей Иванов приехал на встречу и рассказал о романах, жизни и работе. На встречу с писателем пришли 300 человек. Разговор длился два часа. Сначала вопросы Алексею Иванову задавала его продюсер Юлия Зайцева, затем – пермяки. Писатель не раз рассмешил и тронул читателей, сорвав аплодисменты. А ещё пообещал встретиться с пермяками вновь – осенью, когда выйдет его новая книга. О чём спросили читатели писателя, прославившего регион? Сколько лет его романы лежали в столе, пока их не издали? Почему сейчас он может не переживать по поводу зарплаты? Какие книги он всегда будет любить? Сайт perm.aif.ru публикует самые интересные ответы Иванова.
Чего не хватает для счастья?
Для счастья мне нужно было кое-чего себя лишить. Мне, например, не хочется заниматься юриспруденцией – заключением договоров, контрактов и всеми подобными вещами. Я в этом ничего не смыслю, это мешает жить и работать. Мешают размышления о финансах: думать, сколько я получил, проконтролировать и т. д. Мне неинтересно заниматься организацией поездок, шмотками, которые я ношу.
Для меня счастье всё это дело отринуть. Что я и сделал, переложив всю юридическую, финансовую, дистрибьютерскую и другую работу на Юлию Зайцеву и продюсерский центр «Июль». Я же занимаюсь только написанием текстов.
Как успел написать 23 книги?
Секрет объясняется просто – логистикой. Я занимаюсь только тем, что продуктивно. И не занимаюсь всякой ерундой. Не тусуюсь, не сижу в соцсетях, не бухаю, не занимаюсь писательскими чёсами (не злоупотребляет встречами с читателями. – Авт.), фильтрую общение с прессой.
В разных городах чиновники и бизнесмены приглашают поужинать, пообедать, выпить, съездить на охоту… Я никогда на такие вещи не соглашаюсь. Во-первых, мне это неинтересно, во-вторых, это непродуктивно. Начинаются разговоры о каких-то совместных проектах, которые в 90 % случаев заканчиваются ничем. Зачем на них тратить время? В фестивалях и прочих мероприятиях я тоже не участвую. Не моё это. Зачем я буду тратить время на то, что мне не нравится? Я лучше роман попишу.
Про издателей и редакторов
В самом начале карьеры мои первые произведения редакторы покромсали, сократили и т. д. Это были романы «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». И я понял, что больше подчиняться таким порядкам не желаю. Больше такого в своей биографии не допускал.
Сейчас я хозяин положения, а не издательство. Оно никогда не диктует мне ни сроков, ни объёмов произведения, ни названия. Всё это я решаю сам. Издательства конкурируют за меня, поэтому принимают меня любого, со всеми моими правилами. Они порой даже название моей следующей книги не знают.
Редакторы в курсе, что со мной все правки нужно согласовывать и аргументировать – почему он считает, что надо сделать так, а не иначе. Если он меня убеждает, то я соглашаюсь.
Про деньги
Профессиональным писателем я стал в 2003 году. С тех пор на другую работу я не хожу и зарабатываю целиком и полностью литературной деятельностью. А примерно с 2006 года, когда вышел мой роман «Золото бунта», я понял, что по финансам могу бросить писать вообще, потому что то, что уже написал, бесконечно переиздаётся, конвертируется в другие продукты и приносит мне деньги. С тех пор я о деньгах не думал. Мои романы – это как вклад в банке, который приносит проценты, на которые я могу жить.
О профессиональном пути
Писательский путь у меня был сложным. Я хотел стать писателем с самого детства, сколько себя помню: всё время что-то писал, сочинял. После школы решил, что кратчайший путь в профессию – пойти на факультет журналистики. Поступил в Уральский госуниверситет в Свердловске. Только через полгода понял, что я промахнулся капитально, что писатель и журналист – совершенно разные профессии.
Бросил журфак и через некоторое время поступил на факультет истории искусств того же университета, потому что решил, что для писателя широкий кругозор лучше, чем узкая специализация. Хотел разбираться в культуре. В итоге по образованию я искусствовед. Но, получив диплом, писателем я не стал. Это были лихие 90-е и было не до того. Я работал где ни попадя, в самых разных местах. Но продолжал писать.
Своё любимое дело не бросал. Нельзя сказать, что это какое-то мужество или упёртость. Я считаю, что человек изначально создаётся и существует в каком-то формате. К примеру, если он по натуре вор, то видит мир как карман. Если человек по природе своей фотограф, он смотрит на жизнь как на серию фотографий. Я по натуре писатель и жизнь вижу как истории, которые могу рассказать. Поэтому в то время мне не составляло сложности писать. Труднее было бы наоборот – бросить. Но я тогда думал, что в жизни мне, скорее всего, ничего не светит (на писательском поприще. – Авт.). Надежду я потерял, но самому себе не изменил.
Но мне повезло – меня заметили благодаря писателю Леониду Юзефовичу. Через 13 лет я всё-таки прорвался в профессиональную писательскую лигу. К тому времени у меня были написаны три романа: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы». Первый пролежал в столе 13 лет, второй – семь, третий – три года. Я вышел на рынок с тремя мощными текстами, которые позволили мне уволиться со всех работ и стать профессиональным писателем.
Зачем делать нон-фикшн?
Мнение о том, что писатель пишет нон-фикшн для денег – это миф. В реальности он всегда приносит меньше, чем роман. Потому что художественное произведение можно конвертировать в разные форматы – продать права на экранизацию, театральную постановку и т. д.
Нон-фикшном писатели занимаются для удовольствия. Для меня это хобби. Обычно для романа я собираю много информации, но далеко не вся она входит в произведение. Остаётся большой пласт разнообразных сведений, в которые я влюбился и которыми мне хочется поделиться с читателями. Поэтому часто после романа я делаю нон-фикшн.
О гидах по Уралу
Для путеводителей мы разработали определённую идеологию: они должны читаться как увлекательный нон-фикшн, чтобы даже у лежащего на диване человека было полное ощущение, что он путешествует.
Мы решили разработать новую идеологию этих территорий. К примеру, «Железный пояс» – про маршруты не только по самым интересным местам Урала, а маршруты по уральским идентичностям. Они представляют Урал во всей полноте его самобытности.
Путеводитель «В сердце пармы» – новое, интересное молодым людям позиционирование этой территории. Уральский север хорош тем, что там православие сошлось с язычеством, где получился симбиоз культур. Место, где сказка ожила. Это не просто путеводитель по Чердынскому краю. Это возможность сесть в машину и увидеть мир как будто в фэнтези – где есть чудеса, священные рощи, древние капища, волшебные заповедные горы.
Про уральские мифы
Я не создаю мифологию, а модернизирую уже существующую. Те мифы, которые уже есть на Урале, но не очень известны, я выражаю более ярко и современным языком. Даю им как бы вторую жизнь. В этом и заключается работа писателя. Невозможно территории навязать какой-то миф искусственно, он просто не приживётся.
Как пишутся романы?
Сначала разрабатывается сюжет в определённых подробностях, система героев. И только потом я сажусь писать. Никогда не бывает такого, что я сел писать, а сам не знаю, чем дело закончится. Никаких открытий во время работы я уже не делаю.
Роман – он сложный, подобен 25-этажному зданию. Разве кто-то будет строить такое здание, не имея чертежей?
О чём «Сердце пармы»?
Нельзя роман свести к чему-то одному. Можно найти в нём тот смысл, который вам близок, дорог. Но роман – это комплексное произведение, в котором присутствует всё – и любовь, и политика, и взаимодействие человека со своей судьбой, его связь с Родиной. Всё, что угодно – вся жизнь в её многообразии. Чем талантливее роман, тем больше в нём смыслов. О чём «Война и мир»? Да обо всём!
О новом романе
Я обычно смело, не стесняясь, рассказываю о том, над чем работаю. Но сейчас единственный раз в жизни не буду говорить, что это будет за роман. Но могу сказать маршрут (который будет в нём представлен. – Авт.): это путешествие от Магнитогорска через курорт «Банное озеро» на станцию Додлы и дальше – по заброшенной железной дороге, закрытому городу к горе Ямантау, где находится секретный закрытый правительственный комплекс.
По жанру это будет научная фантастика.
Любимые книги писателя
Алексей Иванов рассказал, что у него есть определённый набор книг, которые он читает в качестве медитации. По его словам, эти книги давным-давно стали его любимыми и останутся такими на всю оставшуюся жизнь.
Список Иванова:
- Станислав Лем «Непобедимый»
- Фредерик Форсайт «День шакала»
- Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Сказы Павла Бажова
- Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»
- Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»
- Виктор Астафьев «Царь-рыба»
- Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Про современных авторов
«А есть литература, которую я читаю для удовольствия. Среди молодых авторов я встречаю прелестных, с ярким языком, прекрасным владением речью. Один из них, хоть его не назовёшь молодым, – Эдуард Веркин. На меня огромное впечатление произвёл его роман «Остров Сахалин». Это очень необычное и сильное произведение.
Недавно я дочитал четвёртую книгу писательницы Дарьи Бобылёвой. Её называют королевой хоррора, хотя она не хоррор пишет, а разнообразную прозу. Для меня это последняя влюблённость», – рассказал Алексей Иванов.
По каким книгам сняли фильмы и сериалы?
- Географ глобус пропил (снимали в Перми)
- Ненастье
- Общага
Писатель об экранизации «Общаги-на-крови»: «Фильм показался мне фильмом не из своего времени, как будто его снимали в конце восьмидесятых – начале девяностых, на излёте Советского Союза, когда в моде была отчаянная чернуха. Несмотря на то, что мой роман – тоже отчаянная чернуха, он всё-таки иного рода».
- Сердце пармы (снимали в Губахе)
Мнение Иванова о «Сердце пармы»: «Мне фильм очень понравился. Он хороший. Да, конечно, он голливудский, не совсем похож на реальность, в том числе романную. Но для территории (Пермского края. – Авт.) он сыграл огромную роль.
- Пищеблок
- Тобол