«Я не люблю фатального исхода». История пермского Высоцкого

Дмитрий Овчинников / АиФ

   
   

Долгая дорога до Перми: заполненная электричка, угрюмые лица людей, глядящие сквозь потертые окна. Кто-то, зевая, дремлет, уткнувшись затылком в сиденье, рядом дети тихо щебечут между собой, в воздухе витает запах дешевого табака. Через несколько секунд заходит мужчина в пальто и с гитарой в руках.

«Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю», – громогласно под звуки струн раздается по вагону. Тот же хриплый, мощный голос, те же пронизывающие глаза; переглядываясь, люди не понимают, что происходит. «Это же Высоцкий», – шепчет пожилая дама с огромной сумкой в руках.

Отыграв последний куплет, артист уходит. Без черного пакета для пожертвований, без какой-либо кепки для податей. Просто исчезает, словно его даже и не было здесь. Становится совсем тихо.

«Мне хочется петь и через свое творчество общаться с людьми. Будь-то на сцене, на улице или в электричке. У меня потребность такая. Это моя жизнь», – рассказывает пермский бард Александр Шпагин.

Александр Шпагин – выходец из Благовещенска. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

С Высоцким – в сердце

40-летний музыкант и поэт – выходец из Благовещенска. В ранние годы он случайно посмотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», который в итоге сильно повлиял на его мировоззрение. «Я детским умом влюбился в образ Высоцкого, про которого даже не знал», – признается мужчина.

   
   

Мечтая стать драматическим артистом, окончил музыкальное училище, поступил на актерский факультет ВГИКа в мастерскую Алексея Баталова (конкурс составлял 500 человек на место!). После учебы он долгое время работал в московских театрах. Однако в столице не остался из-за проблем с жильем, после чего, уже в 2000-х, вместе с женой и детьми переехал в город Чусовой.

Сначала поэт подражал Высоцкому, затем начал осмыслять его музыку. И позднее – начал писать собственные стихи и песни. В 2004 году в бард-кафе «Гнездо глухаря» поучаствовал в конкурсе «Время петь», где стал лауреатом. Затем начал гастролировать по стране, исполняя как песни великого барда, так и свои, ему посвященные.

«Все это время Владимир Высоцкий был моим духовным отцом. И я говорю это без пафоса. Ведь у каждого человека должен быть свой ориентир, чтобы делать хорошие дела и совершать добрые поступки. Если человек позиционирует себя поэтом, он не должен писать всякую туфту. Творец должен реагировать на пороки в обществе, как бы шаблонно это ни звучало», – говорит он.

В своих песнях уральский бард, как и его «учитель», старается отражать все самое злободневное. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Спустя полчаса разговора складывается ощущение, что перед взором находится сам великий музыкант. Скулы, жесты, мимика, даже прическа. Да и голос – низкий, хриплый, чуть с надрывом, достался чусовлянину от природы: у Александра, как у Владимира Семеновича, – несмыкание связок.

Музыка времени

В своих песнях уральский бард, как и его «учитель», старается отражать все самое злободневное: будь то болезнь общества падение нравов или конкретное событие, например, взрыв в московском метро. Конечно, не забывает и про патриотическую тематику. Одна из символических песен, исполненных Александром, – «Я люблю Русь» – рассказывает о бескрайних просторах, природе и тысячах километров различных дорог.

Сегодня музыкант преподает курсы гитарного мастерства, изредка поет песни в пермских ресторанах. А как еще тут быть, нужно зарабатывать на жизнь, разводит руками поэт. Такой синтез между творчеством и деньгами не смущает его, даже отчасти радует, ведь он занимается любимым делом и получает за это хоть небольшое, но вознаграждение.

Сегодня музыкант преподает курсы гитарного мастерства, изредка поет песни в пермских ресторанах. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

«Искусство всегда стоит на грани выживания, так было всегда! Если творческий человек не засвечен, то он живет обычной и скромной жизни в плане финансов. Играет на улице, в поезде, в трамвае. Здесь нет ничего постыдного. Я же, когда выступаю в электричке, никогда не стою над людьми, чтобы они мне дали что-то. Сами люди должны проявлять инициативу», – говорит он.

Истинный бард

Задумавшись, поэт-песенник рассуждает, что в наше время осталось очень мало действительно истинных бардов, способных зажечь сердца людей целого поколения. По его мнению, продолжателем дела Высоцкого является Александр Розенбаум, «многогранно отражающий все прослойки общественной жизни».

«Что отличает истинного барда от «липового»? Если ты просто песню отрабатываешь, выдерживаешь музыкальный ритм, но не заводишься внутри – получается фальшь. И зритель это чувствует», – поясняет автор.

Время подходит к вечеру. Александр Шпагин, выйдя на пермский перрон, спешит в недорогой хостел, в котором планирует остановиться на выходные. Впереди – два концерта в одном из местных ресторанов. У барда уже есть свой слушатель, внимательный и чуткий, который так нужен поэту.

Смотрите также: