Бросили в канаву. Найдены останки придворных дам, близких семье Николая II

После длительных поисков на Егошихинском кладбище в Перми обнаружили место захоронения придворных дам императорской семьи. © / Коллаж АиФ

В Перми на Егошихинском кладбище находится могила с останками двух приближённых к императорской семье Николая II придворных дам – фрейлины Анастасии Гендриковой и гофлектрисы Екатерины Шнейдер. Все необходимые доказательства того, что тела принадлежат именно им, удалось собрать к весне 2024 года. Обе дамы во времена гражданской войны добровольно отправились с царской семьёй в ссылку. Обе были убиты в Перми ранним утром 4 сентября 1918 года.  Кто такие Анастасия Гендрикова и Екатерина Шнейдер? Как удалось доказать, что найденные останки принадлежат именно им? Какими были последние минуты жизни фрейлины и гофлектрисы? Ответы на эти вопросы выяснял сайт perm.aif.ru.

   
   

Тихие подвижницы

С сохранившихся фотографий спокойно и с чувством собственного достоинства смотрят две дамы. Одна, в шляпке, постарше, другая – помоложе. Они жили с императорской семьёй в Петрограде, добровольно отправились с ней Тобольск, а затем – в Екатеринбург. Обе дамы были готовы быть с семьёй Николая II до конца и погибли во времена красного террора без суда и следствия среди ассенизационных полей, куда вывозили нечистоты. 

По словам кандидата исторических наук, доцента кафедры междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ Дмитрия Софьина, старшая из дам, Екатерина Шнейдер была русской подданной немецкого происхождения. Она окончила Педагогические Курсы Санкт-Петербургских женских гимназий и специализировалась на обучении иностранцев русскому языку.

«Екатерина Шнейдер преподавала русский язык сначала сестре русской императрицы Елизавете Фёдоровне, а затем уже, по её рекомендации, самой Александре Фёдоровне. Благодаря этим урокам царица свободно владела русским языком», – рассказал perm.aif.ru Дмитрий Софьин.

Постепенно Екатерина Шнейдер стала очень близка императорской семье. Когда необходимость в уроках русского языка отпала, её перевели на специально созданную для неё должность гофлектрисы – придворной чтицы, дамы, занимающейся чтением книг при дворе.

«Что касается Анастасии Гендриковой, она была в числе лиц, особенно приближённых императорской семье. При царицах обычно находились множество фрейлин, но только не более трёх из них могли быть свитными, то есть постоянно сопровождающими императрицу. Гендирикова как раз являлась такой “свитной фрейлиной”», – пояснил учёный.

Императорская семья близко общалась с Анастасией Гендриковой и Екатериной Шнейдер. Фото: wikipedia.org

Обеих дам, по словам собеседника, можно отнести к категории тихих подвижниц. Они обладали спокойным, ровным характером, не участвовали в интригах, не имели корыстных интересов. Были тихими, добрыми, покладистыми. Дамы хорошо ощущали себя при дворе, близко общались с царской семьёй, могли пошутить и посмеяться с ними вместе. 

   
   

«В обычной ситуации, если бы не произошло Октябрьской революции, вся жизнь гофлектрисы и фрейлины прошла бы тихо, спокойно и размеренно. Но обрушившиеся на дам испытания позволили проявиться их внутреннему железному стрежню, который скрывался за добротой и мягкостью. Часто бывает, что жёсткие и решительные люди в трудных ситуациях теряются, а спокойные и кроткие – наоборот, проявляют внутреннюю силу и стойкость», – рассуждает Дмитрий Софьин.

Анастасия Гендрикова и Екатерина Шнейдер добровольно отправились в ссылку с императорской семьёй. До прибытия в Екатеринбург никто дам не арестовывал, и у них было право покинуть семью Николая II в Петрограде, а позже в Тобольске. Но они обе приняли осознанное решение быть с императрицей, её детьми и мужем до конца.

«Дамы очень симпатизировали Александре Фёдоровне. Кроме того, бросить семью Николая II и сбежать им не позволяло чувство собственного достоинства. Практически все люди знатного происхождения в годы гражданской войны и красного террора не позволяли себе слабости. Они не тушевались в трудной обстановке, были сдержанными. Вероятно, придворная закалка позволяла им сохранять лицо в самых трудных ситуациях», – добавил учёный.

Кроме того, по словам собеседника, обе дамы были очень набожными. Возможно, поэтому они предпочли выбрать смерть, нежели совершить предательство. Анастасия Гендрикова придерживалась православной веры, а Екатерина Шнейдер была лютеранкой. 

Зверская расправа

20 июля 1918 года (то есть через четыре дня после расстрела царской семьи, о котором они не знали) обеих придворных дам, камердинера Алексея Волкова и княгиню Елену Петровну Сербскую под охраной на поезде вывезли из Екатеринбурга в Пермь. 

В Перми женщин поместили в тюрьму. К арестанткам  относилась внимательно: помимо тюремной еды, им выдавали молоко. Но белье смогли предоставить только мужское.

В заключении Анастасия Гендрикова, по мере возможностей, старалась поднять соседке, княгине Елене Сербской, настроение – молилась, пела, сообщает информационно-познавательный центр «Правмир», ссылаясь на данные, собранные при расследовании обстоятельств убийства царской семьи и её спутников.

В ночь на 4 сентября 1918 года Анастасию Гендрикову, Екатерину Шнейдер,  камердинера Волкова и ещё около 8 человек подняли, приказали им собрать вещи и повели по Сибирскому тракту. Когда заключённые вышли на ассенизационные поля, куда вывозили нечистоты, с ними расправились. Тела прикопали здесь же, в сточной канаве.

Среди пленников на ассенизационные поля вели и камердинера Николая II Алексея Волкова, но он сумел сбежать в лес, долго плутал по нему и оказался на территории Белого движения. Позже  Волков эмигрировал в Европу, где написал  книгу «Около царской семьи». Княгине Елене Сербской тоже удалось вырваться из плена. В декабре 1918 года её передали норвежскому посольству. 

Многолетнее следствие

Источник, близкий к Пермской епрахии, рассказал perm.aif.ru, что в 1919 году, когда в Пермь зашли белые, и в сточной канаве обнаружили тел убитых людей, следователи, как положено, начали проводить расследование массового убийства. 

Делом занялся активный участник белого движения генерал-лейтенант Михаил Дитерихс. Он опознал обеих погибших дам, так как был близок к императорскому двору и знал из лично.

Позже в своих воспоминаниях Дитерихс писал, что так как зимой земля сильно промерзла, тела Анастасии Гендриковой и Екатерины Шнейдер отлично сохранились.

«Черты лица оставались легко узнаваемыми, и длинные её волосы были целы. На теле обнаружена под левой лопаткой пулевая рана в области сердца. Черепные кости треснули от удара прикладом, но голова в общем виде осталась ненарушенной», – указывалось в акте медицинской экспертизы тела Шнейдер, провёденной в 1919 году.

«Следов пулевых ранений на теле не оказалось. Смерть последовала от страшного удара прикладом в левую часть головы сзади: часть лобовой, височная, половина теменной костей были совершенно снесены. Но вся правая сторона головы и все лицо остались целы и сохранили полную узнаваемость», – так в акте описывались повреждения на теле Гендириковой.

Место, где лишили жизни Анастасию Гендрикову и Екатерину Шнейдер, находилось приблизительно на пересечении нынешних улиц Героев Хасана и Чкалова, за Красными Казармами, рассказал perm.aif.ru источник.

Белогвардейские следователи описали облик погибших людей, обнаруженные повреждения, сделали фотографии. После судмедэкспертизы Михаил Дитерихс принял решение сообщить Колчаку о находке.

В ответ пришло распоряжение похоронить придворных дам. Их решили предать земле на тогда ещё новом Егошихинском кладбище у Храма Всех Святых. В те времена на нём практически не было никаких захоронений. Позже, в мае 1919 года, белые, понимая, что скоро территорию вновь займут красные, сфотографировали место погребения.

Когда к власти пришли большевики, могилы знатных дам были срыты. Последовали годы забвения. Только в 2015 году следователи СК РФ приняли решение возобновить расследование дела об убийстве императорской семьи и её подданных.

Не всем слугам императорской семьи удалось выжить во времена «красного террора». Фото: Пермская Епархия

Помочь установить точное место погребения Анастасии Гендриковой и Екатерины Шнейдер, по данным источника, удалось, благодаря фотографиям из государственного архива РФ. 

В архиве обнаружились две фотографии: снимок крестов на могилах и вид из тюремного замка (сегодня это СИЗО № 1 в микрорайоне Разгуляй в Перми) на кресты на могилах погибших дам. Однако долгое время следователям не удавалось найти фотографию с видом от могил на Храм Всех Святых. 

«Было совершенно ясно, что придворных дам похоронили ровно напротив камеры, где их содержали. Эта прямая линия и сейчас сохранилась в городе. Двигаясь от тюремного замка, каждый может увидеть это место. Но специалисты не могли понять, где именно нужно остановиться, чтобы попасть на место захоронения. Поиски длились несколько лет», – отметил источник.

Наконец, в государственном архиве РФ всё-таки удалось обнаружить фотографию с тем самым видом от крестов на Храм Всех Святых. Благодаря этому снимку следователям удалось с точностью до метра установить место захоронения знатных дам. Правда, экспертам ещё пришлось «повозиться» с объективами.

«Фотография была сделана на фотоаппарат "Кодак", но с течением времени объективы несколько раз менялись. И только когда к фотоаппарату "Кодак" применили широкоформатный объектив, удалось более-менее совместить кресты со зданием Храма Всех Святых. Место определили буквально до метра, так как церковь за много лет не изменила свой облик», – добавил собеседник.

Затем представители СК РФ с помощью радаров провели на месте предполагаемых захоронений исследование почвы, позволившее выяснить, где находится земля, в который рыли могилу.

8 сентября 2020 года удалось обнаружить гробы с останками. Теперь нужно было доказать, что останки принадлежат именно Шнейдер и Гендриковой. Началась судмедэкспертиза: необходимо было соотнести возраст найденных костей с возрастом фрейлин, обнаружить на останках описанные Михаилом Дитерихсом повреждения.

Исследования завершились весной 2024 года. Специалистам удалось подтвердить, что на этом месте похоронили именно гофлектрису и фрейлину. Кстати, по данным источника, все работы проводились по благословению Митрополита Мефодия.

Как сообщила на своей странице в соцсети «ВКонтакте» руководитель издательского отдела Пермской епархии Ольга Троицкая, 9 июня мемориал на месте захоронения  Анастасии Гендриковой и Екатерины Шнейдер будет освящён. Затем священнослужители проведут заупокойную литургию по погибшим. Церемония начнётся в 14:00.