Роман с путешествиями. Как восхищение миром облечь в слова

Алексей Рачунь стал одним из авторов путеводителей, основанных на книгах Алексея Иванова. © / Из личного архивa

«Идея этого путешествия занимала меня давно. Сперва она витала лишь вокруг озёр Эльтон и Баскунчак, над горой Богдо и в дельте Волги. Особо прельщали цветущие лотосы и порхающие над ними фламинго и пеликаны».

   
   

Так пермский писатель Алексей Рачунь начал свой роман «Почему Мангышлак». Поездка попала глубоко в сердце автора, а плод вдохновения, книга, – в полуфинал престижной российской премии «Большая книга». Поездок, дальних и коротких, подъёмов, спусков, заплывов в жизни автора романа было очень много. Несмотря на страсть к перемене мест, именно писательство он называет главным делом жизни. Алексей Рачунь рассказал, как рождается любовь к приключениям, чем турист отличается от путешественника и зачем нужна красная шапочка.

Краски восхождений

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: На вашей странице в соцсети вы на фото в красной шапке. Такие часто можно увидеть на путешественниках. Подобную носил Жак-Ив Кусто. С чем связан такой выбор цвета головных уборов?

Алексей Рачунь: У меня ярких шапок разного цвета много. Да, Кусто сделал красную шапку популярной, но на самом деле путешественники любят яркие вещи не потому, что это модно. Яркий цвет поможет их увидеть и найти в случае непредвиденной ситуации. Я в своё время занимался альпинизмом. А в этом виде спорта головные уборы и одежда тоже всегда яркие. Страхующего человека всегда должно быть хорошо видно.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Рачунь

– Скучаете по восхождениям? 

– Да, отказ от них стал для меня личной трагедией. С альпинистами меня познакомил директор Вишерского заповедника, чемпион СССР по спортивному туризму Павел Бахарев. Я увлёкся. И для меня это стало очень важной частью жизни. Но от восхождений мне пришлось отказаться, так как они стали мешать тому, что захватывает меня больше всего – писательству. Дело в том, что во время восхождений ты находишься в опасной природной среде, где нужно контролировать мельчайшее действие. Важна концентрация, необходимо учитывать тысячи факторов. Это похоже на шахматную партию с сильным соперником. Я заметил, что после восхождения приезжаю домой выжатым, в голове – ни мысли. Для одних – это благо, а для меня большая проблема. Сейчас хожу в горы только как путешественник. Они до сих меня тянут и будут тянуть, наверное, всегда. Горы собирают в себе все природные явления, которые только могут быть. С равнины вы идёте через могучие леса, потом начинается криволесье, альпийские луга, горная тундра. И только потом – голые камни, льды и снега.

Есть ли идея?

– Писательство в вашем случае неотделимо от путешествий. Когда вы поняли, что вам интересно открывать для себя новые территории?

   
   

– Я по жизни неусидчивый. Родился в Кунгуре, где есть три реки. В детстве у нас была компания из пяти парней. На всех – одна моторная лодка. Когда нам было по 13-15 лет плавали по Ирени, Сылве, Шакве. Бывало, что мотор ломался и обратно мы уже три дня гребли вёслами. Будучи уже взрослым, я работал на обувной фабрике. Сначала в отделе снабжения, а потом в отделе сбыта. Так как фабрика производила обувь для предприятий всей страны, то ездил в командировки от Норильска до Дербента, от Мурманска до Хабаровска. Я быстро понял, что это – хороший способ путешествовать. Особое влияние на меня оказала поездка по городам, расположенным на р. Ангаре (Иркутск, Братск и т.д.). Я плавал на разных судах. В итоге командировка растянулась на два месяца. Это было просто поразительно. Вот тогда понял, что путешествия – это моя жизнь.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Рачунь

– Как вы осознали, что не можете не только без путешествий, но и без создания текстов?

– Это как-то постепенно произошло. Писатель, с моей точки зрения, – это не тот, кто одержим текстами, а тот, кем владеет идея, которую он должен выразить в словах. Эта идея писателя мучает, её нужно осмыслить, изложить, зафиксировать, придать ей форму текста. Да, результат порой бывает противоположным первоначальному замыслу, но это и хорошо.

– Ваш роман «Почему Мангышлак» вошёл в лонг-лист престижной литературной премии. Для вас это важно?

– Да, ведь это признание моего труда профессионалами. Произведения оценивает экспертный совет, в который входят писатели, лауреаты премии, преподаватели, критики. Горжусь этим, но останавливаться на достигнутом не собираюсь.

– Вы стали одним из авторов путеводителей, основанных на книгах Алексея Иванова. Вам сложно работать в команде?

– Это чем-то похоже на приготовление супа в походе, когда каждый его солит, считая, что этого раньше никто не сделал. Совместная работа – это сложно. Нужно находиться в контакте с другими, слушать, принимать их видение ситуации. Но это оказалось увлекательно. Я отвечал за координаты, планирование маршрутов, логистику и за часть текстов. Потом всё это многократно трансформировалось.

Отдельной задачей было найти идею для каждого путеводителя, ведь они друг от друга отличаются. Рад, что в том числе и мои идеи положили начало путеводителю «В сердце пармы». Я показал их Алексею и Юлии (Юлия Зайцева – продюсер Алексея Иванова. – Авт.). Они понравились, но пережили очень большое развитие.

Но всё это – заслуга всей нашей команды. Не хотел бы выпячивать какие-то свои достижения.

– Оказал ли на вас влияние Алексей Иванов?

– Конечно. Иванов – писатель огромного дарования, который приложил большие усилия, чтобы выпестовать в себе этот дар. Первое его произведение, которое я прочитал, – это «Сердце пармы» (тогда он ещё назывался «Чердынь – княгиня гор»). Роман поразил меня до глубины души. А его успех меня воодушевил. Я увидел, что у пермского парня получилось, значит, и у меня получится.

Волшебный мир глазами ребёнка

– О чём книга, над которой вы работаете сейчас?

– Я начал писать её до работы над путеводителями, на время прерывался, но сейчас она почти завершена. Рабочее название романа – «Боляк едет на Гляден». Место действия – территория, которую мы сейчас называем Пермским краем. Время – конец XVII в. Главный герой – десятилетний мальчик, которого зовут Боляк Русаев. Это реальная историческая личность, в зрелом возрасте он много сделал для развития добычи руды на Урале. Мне же интересно было посмотреть, как он пришёл к своему призванию.

По сюжету мальчик с отцом плывёт на святилище Гляден (сейчас – Гляденовское костище, известный памятник археологии). Плывут они по рекам Ашап, Ирень, Сылве, Каме, Мулянке, чтобы поклониться богам и духам. Их ждёт множество встреч, происшествий и приключений. Я бы не сказал, что это исторический роман. Скорее – магический реализм. Специально для книги я создал мифологию, опираясь на мансийские, остяцкие, марийские, татарские, башкирские мифы и предания, перерабатывая их, добавляя своё. Придумал словарь. Всё для того, чтобы читатель увидел удивительный, волшебный, полный чудес мир глазами ребёнка. Кстати, весь путь Боляка я проплыл на сапборде. Конечно, не за один раз, а в разное время.

Фото: Из личного архивa/ Алексей Рачунь

– Вы плавали на лодках, забирались в горы. Какой самый любимый способ путешествовать?

– Сейчас – на машине. Мне нравится ощущение дороги. Сын учится в Красноярском университете, и с этим связан мой повышенный интерес к местным красотам. В начале осени проехали 3 тыс. км от Перми до Красноярска. И это было здорово. На машине с большим удовольствием ездил по Русскому Северу. Монастыри, церкви, старинные дома удивительным образом вписаны в прекрасный местный ландшафт. Очень люблю Русский Север. Он не отпускает. И все, кто побывал в тех местах, обязательно возвращаются. Там удивительная природа, которой нет больше нигде. Именно там мне посчастливилось увидеть белух (они проплыли прямо под нашей лодкой), тюленей. В 2010 г. на Белом море видел, как рожает морская звезда. Я забрался в ледяную воду и фотографировал, пока не начались судороги.

– Несмотря на любовь к Северу, очевидно, что вас неизменно вдохновляет Пермский край. А чем?

– У нашего региона глубочайшая история, есть деревянные боги, звериный стиль. Народы, которые у нас живут, дарят многоголосицу мифов, преданий, сказаний. Как это может не вдохновлять? Я – патриот, переживаю за судьбу Пермского края. Хочу, чтобы к этой истории прикасалось много людей. Пока мне дано, буду это делать.

Досье
Алексей Рачунь. Родился в Кунгуре в 1976 г. Живёт в Перми, учился в ПГУ на юрфаке. Работал на обувной фабрике, на судозаводе «Кама», в строительном бизнесе. Лауреат Каверинского литературного конкурса, лауреат премии «ДИАС», полуфиналист премии «Большая книга». Женат, есть сын.