Зазвучим по-новому! В Перми появилась акустическая ракушка хай-класса

Новую акустическую ракушку, смонтированную на сцене Пермского оперного, уже презентовали журналистам. А зрители впервые смогут оценить её качество на симфоническм концерте 22 января.

   
   

Почти Лего и звук в фокусе

«Это одна из лучших акустических ракушек в России. Создана по заказу нашего театра партнёрами в США, специализирующимися на выпуске аппаратуры для симфонических оркестров хай-класса», - рассказал генеральный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов.

От первой ракушки, которую театр получил в распоряжение в 2012 году, новая отличается принципиально. Если в той потолок и стены жёстко фиксировались, то эта напоминает конструктор Лего: потолок можно поднимать и опускать, менять угол его наклона, увеличивать и уменьшать ширину боковых панелей. Всё для того, чтобы адаптировать сцену под разные музыкальные задачи (оркестровая музыка на ней должна звучать, сольная или вокал) и создать необходимое акустическое пространство.

Фото: Пермский театр оперы и балета/ Никита Чунтомов

«Внутри новой ракушки ты ощущаешь себя, как в студии. И публика, где бы она ни находилась в зале, слышит то же, что слышишь ты на сцене. Это очень важно, - подчеркнул главный дирижёр театра Артём Абашев. – Такое улучшение акустики связано с тем, что звукоотражающие панели, из которых собрана эта конструкция, полукруглые, а не плоские, как было раньше. Поэтому звук более сфокусированный. Не надо ничего придумывать, добавлять искусственно, чтобы в зале он был таким, как хочется».

Кроме того, новая ракушка гораздо быстрее монтируется, что при плотном графике репетиций и концертов тоже немаловажно. Ну и ещё один плюс - светодиодная подсветка. Возможность создания цветовых эффектов, трафаретных рисунков и надписей на панелях внесёт изюминку в любой концерт. При этом диоды не нагреваются и работают абсолютно бесшумно, не мешая звучанию музыки.
Прежнюю же ракушку, которая не то чтобы отслужила своё, но приобреталась в то время, когда и потребности, и технологические возможности были совсем иными, театр намерен использовать и дальше. Её планируют устанавливать для выездных концертов на других площадках.

Достояние всех пермяков

Хотя нынешняя ракушка сделана по заказу Пермского оперного, под его акустические параметры и даже в соответствии с цветовой гаммой его зала, это не значит, что задействуют её только здесь.

«Мы не узурпаторы. Новое приобретение - достояние всех пермяков, - отметил Андрей Борисов. – Естественно, оно будет использоваться по полной  - там, где состоятся большие симфонические программы. Так как в нашем театре и в ДК им. Солдатова сцена практически одинакова, можно использовать ракушку и там и тут. На Дягилевском фестивале вы обязательно увидите её там, когда Теодор Курентзис будет представлять свои симфонические концерты. Также в ДК им. Солдатова пройдёт нынче и фестиваль «Владимир Спиваков приглашает», поскольку Большой зал филармонии акустически не очень хорош».    
   

То, что расширение технической базы оперного театра позволяет не только радикально повысить качество звука, но и осваивать новые пространства и выводить их на совсем другой уровень, подтвердил и министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский:

«Особенно актуальна эта задача перед Дягилевским фестивалем, во время которого мы используем все ресурсы и возможности  региона для проведения масштабных культурных событий международного значения».

Что касается цены вопроса, то стоимость акустической ракушки – 23 миллиона рублей. По словам Борисова, изначально цифра была ещё выше: 26-28 млн. Но, понимая, что слава Курентзиса и коллектива Пермского театра оперы и балета может дать славу и им, американцы в конце концов цену снизили.

Сейчас новенькая конструкция из красно-бордового бука, в составе которой почти полторы тысячи элементов, вся в ожидании 22 января. В этот вечер симфонический оркестр театра под руководством Артёма Абашева исполнит Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена и Первую симфонию Брамса. Приглашённые солисты концерта: Филипп Копачевский (фортепиано), Андрей Баранов (скрипка) и Алексей Жилин (виолончель).

Программа эта редко исполняемая, по-настоящему европейского уровня.

«Если бы не новая ракушка, не взялись бы за неё?», - спросили журналисты Абашева.

«Конечно, взялся бы, - ответил он не задумываясь. – Но прозвучало бы это по-другому. А когда все факторы складываются, тогда и впечатление, надеюсь, окажется намного сильнее».