ПЕРМСКИЙ край - ведущий регион России по лесосырьевому потенциалу: он входит в первую десятку субъектов РФ по объёму продукции ЛПК. Площадь лесов у нас - 12 миллионов гектаров, а это - треть лесного фонда всего Приволжского федерального округа. Общий запас древесины в крае - 1,6 миллиарда кубометров, половина из которых - спелые и перестойные леса. 48 процентов лесозапаса - хвойные породы: объект неослабевающего бизнес-интереса.
Ель на берёзу смотрит свысока. Пока
КАК ЖЕ пользуется Прикамье таким природным самовозобновляемым богатством? Эксперты считают: недостаточно продуктивно. Расчётная лесосека - около 12,5 миллиона кубов - осваивается примерно на треть. Почему, например, слабо эксплуатируется лесной ресурс тогда, когда он передан в аренду? Это во многом объясняется его плохой доступностью. Краю остро нужны лесовозные дороги: всего один километр их вовлекает в дело до 35 тысяч кубометров лесфонда.
Немалая головная боль в ЛПК края - использование древесины лиственных пород: её ныне - более половины расчётной лесосеки. Лесопользователи оставляют «листву» прямо на делянках, за что платят большие штрафы. А всё потому, что сбывается она со скрипом: на Западном Урале мало мощностей по её переработке. Ныне, правда, лёд тронулся: в правительстве края практически готова документация по передаче в аренду участков по лиственному хозяйству в двенадцати лесхозах с годовым объёмом заготовки в полмиллиона кубометров. Претендентом на этот ресурс может стать один из реальных кандидатов - Добрянский бумажный комбинат. Но вопросы его сооружения краевое правительство решает пока недостаточно активно.
Нет банкнот - и ты банкрот!
ОСНОВНАЯ проблема краевого ЛПК - дисбаланс структур заготовки и потребления сырья. Пока пятая часть всей срубленной древесины остаётся невостребованной, а свыше 10 процентов её общего объёма превращаются в отходы. Но - парадокс! - одновременно в Прикамье завозится до миллиона кубов древесины (а это - четверть всего объёма ликвидного сырья) на нужды фанерных, целлюлозно-бумажных и лесопильных производств.
Ощутимо снижает эффективность ЛПК нерентабельность большинства его предприятий. Причины - изношенность оборудования, отсутствие ресурсов и возможностей для внешних инвестиций в обновление производства. Нетрудно представить, что в перспективе всё это может привести к банкротству. Ещё одна проблема - недостаточное развитие малых предприятий, занимающихся производством мебели и других продуктов глубокой переработки древесины, производством высококачественных пиломатериалов и стройматериалов из дерева, а также эффективными лесозаготовками.
Соцбыт - забыт?
ПЕЧАЛЬНОЙ традицией последних пятнадцати лет стало в Прикамье прогрессирующее невнимание к социальной сфере жизни тружеников ЛПК. Тяжёлые условия работы, например, на большинстве лесозаготовительных предприятий, усугубляемые низким уровнем зарплаты, неразвитостью социальной инфраструктуры территорий, ведут к оттоку кадров.
В то же время развитие лесозаготовки и переработки древесины, как показывает зарубежный опыт, способно вывести из экономической стагнации целые депрессивные территории. Для Прикамья, где все лесоизбыточные районы дотационны, применение такого опыта социально значимо: резервы роста здесь огромны.
Например, большие надежды труженики ЛПК края возлагают на ввод в эксплуатацию строящейся сейчас автомагистрали Гайны - Усть-Чёрная - Сыктывкар и трассы Красный берег - Золотанка, на которую выдан предварительный проект. Они сделают более доступным лесной фонд на северо-западе Коми округа: его объём - около двух миллионов кубометров.
Таким образом, по прогнозам экспертов, уже в ближайшее пятилетие можно будет в целом по региону довести заготовку древесины до восьми миллионов кубометров в год. А это существенно улучшит социально-экономическую обстановку на лесных территориях.
От деклараций к конкретике
КАК заявляют руководители департамента природных ресурсов и правительства края, со сложившимся неблагополучным положением в отрасли они мириться не собираются. С этой целью разработана целевая комплексная программа «Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2008-2012 годы».
Есть ли надежда на то, что она пробьёт те тромбы, которые закупоривают пока артерии прикамского ЛПК? Есть. Но только в том случае, если от широковещательных деклараций мы перейдём к конкретным делам по выходу из кризиса. Вот пример: все в стране сегодня говорят о подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи. Продукция деревопереработки там чрезвычайно востребована. И у прикамского ЛПК здесь есть очевидное конкурентное преимущество: прямая железная дорога до Адлера. Логистическая цепочка эффективна: сравнительно невысокий тариф, самая быстрая (по сравнению с другими лесоизбыточными регионами) доставка, благодаря чему древесина и изделия из неё не теряют в качестве.
Как видим, резервы у нас огромные. И наше лесное хозяйство - тот самый локомотив, который сможет вывезти экономику Прикамья на магистраль устойчивого развития даже в нынешние непростые времена.
Кстати
ЗАПАСЫ леса Прикамья и Финляндии примерно равны. Но если мы получаем от реализации товарной продукции ЛПК около 1, 2 миллиарда рублей, то финны (в пересчёте на рубли) - почти триллион. А это сопоставимо со стоимостью всего ежегодного экспорта сырой нефти из России.
Смотрите также:
- «Все только начинается». Пермские эксперты – о второй волне кризиса в РФ →
- Российский нефтесервисный рынок взял курс на модернизацию →
- Выгодна ли Прикамью льгота по налогу на прибыль? →