С тех пор в стенах Заксобрания не стихают дискуссии: насколько полезна эта льгота, оправдала ли на-дежды, которые связывали с ней?
Сейчас депутаты решили поставить точку в долгом споре. О том, как они подошли к решению этой непростой проблемы, рассказывает Алексей ЗОЛОТАРЕВ, депутат Законодательного собрания Пермского края, заместитель председателя комитета по экономическому развитию и налогам, член фракции ЛДПР.
Корректируем кризис
- Алексей Владимирович, когда восемь лет назад в регионе вводили льготу по налогу на прибыль, какова была логика краевой власти? Ведь было очевидно, что бюджет потеряет крупную сумму доходов?
- Логика была простая – создать в Прикамье максимально благоприятные условия для инвестиций. Чтобы компании, как местные, так и из других территорий России, зарубежные фирмы открывали и регистрировали здесь предприятия и создавали новые рабочие места. На исполнении социальных обязательств региона льгота отрицательно не сказалась. Экономика шла в рост, краевой бюджет был профицитным – то есть до 2009 г. полученные доходы превышали расходы. Да, мировой экономический кризис привел к бюджетному дефициту. Но на протяжении нескольких лет возросшие социальные расходы покрывали за счет ранее накопленных денег.
- Расходы краевого бюджета значительно увеличились в прошлом году. Это привело к заметному увеличению дефицита?
- Совершенно верно. В минувшем году повысили заработную плату работникам бюджетной сферы. В результате по сравнению с 2012 г. расходы увеличились без малого на 3 млрд руб. Больших сумм недосчитался бюджет по причине изменений в налоговом законодательстве. По факту краевой бюджет прошлого года завершен с дефицитом в 7,2 млрд руб. Поэтому и активизировались разговоры на тему, а не отменить ли региональные налоговые льготы?
Как взглянуть
- Ситуация с краевым бюджетом сейчас непростая. И это по вполне объективным экономическим причинам касается всех регионов страны. Но надо разобраться, дает ли льгота ожидаемый результат. Может ли край сейчас позволить себе такую щедрость и следует ли менять правила игры?
- Безусловно, очень важно понять, каковы результаты за восемь лет действия льготы. Поэтому депутаты Заксобрания попросили краевую Контрольно-счетную палату подготовить заключение на эту тему. И его представили.
- Какие выводы сделали ревизоры?
- В докладе КСП говорится, что с 2006 по 2013 гг. сумма, недополученная бюджетом Пермского края по налогу на прибыль организаций по причине льготы, превысила 63 млрд руб. Конечно, цифра впечатляет, что и говорить. А вот была ли льгота эффективной? Специалисты КСП разводят руками, подчеркивая, что единой универсальной методики оценки эффективности налоговых льгот в России нет.
Да, есть методики ведомственные. Но, поскольку они учитывают разные показатели, оценка может быть различной. Это, как говорится, с какой стороны взглянуть.
Не по карману
Тем не менее ревизоры делают очень важные замечания, заставляющие задуматься.
Во-первых, в результате действия льготы бюджет Западного Урала недополучает 14-16% от общего размера своих доходов.
Во-вторых, в 2009-2010 гг. произошел спад инвестиций в основной капитал предприятий. В то же время размер недополученных доходов бюджета по налогу на прибыль возрос.
В-третьих, с 2006 по 2013 гг. число предприятий, которые ушли за пределы Пермского края, – 18, а пришло в Прикамье всего одно предприятие.
«Предоставлять льготу по налогу на прибыль в нынешнем виде становится не по карману бюджету Пермского края, – пишут в своем заключении специалисты Контрольно-счетной палаты. – Ее надо пересмотреть, в том числе в пользу поддержки некоторых отраслей».
Я считаю, что действительно нужно еще раз очень внимательно оценить все плюсы и минусы региональной льготы по налогу на прибыль. Говорить о ее полной отмене, наверное, преждевременно – стимулировать развитие предприятий необходимо. Не следует действовать чересчур поспешно и радикально, надо быть предельно прагматичными.