«Сделано в Китае»

   
   

 Китай – огромная индустриальная держава, занимающая второе место в мире по величине ВВП. Как и в любой другой стране с развитым промышленным производством, здесь выпускают товары различные по качеству и по стоимости. Ну а в нашей падкости на дешевизну не виноват никто, кроме нас самих. Если же оценивать китайское производство объективно, то становится очевидно, что многие из его продуктов составляют достойную конкуренцию продукции Старого и Нового Света. А то и превосходят ее по качеству, не имея при этом такого объективного недостатка, как «наценка за бренд».

20 лет без права передышки
Прежде всего следует вспомнить, что некоторые производимые в Китае товары испокон веку заслуженно считаются эталонами качества в своей категории. Так, китайский шелк и фарфор всегда пользовались повышенным спросом, несмотря на свою немалую стоимость. А, например, китайский чай, даже недорогой и в самой простецкой упаковке, большинство знатоков предпочтут «элитной» европейской продукции.
Конечно, нельзя отрицать, что в сфере высокотехнологичного и наукоемкого производства Китай долгое время был аутсайдером. Подарив миру бумагу, печатный станок, компас и порох, он словно ушел в тень и занял выжидательную позицию. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась коренным образом. Совершив за 20 лет стремительный бросок вперед, китайская наука и промышленность вышли на лидирующие позиции в мире. 
Занятые собственными проблемами, мы этого даже не заметили. Тем временем, согласно исследованиям ученых из Технологического института Джорджии (GIT), Китай уже очень скоро может обогнать США не только в прикладных разработках и технологиях, но и в развитии фундаментальной науки . 
Достичь столь внушительных результатов китайцам позволили фантастическая работоспособность и умение сосредотачиваться на достижении поставленной цели. 
Заслуживают внимания и взятые китайцами на вооружение методы управления качеством. Чтобы оперативно выявлять и устранять любые возможные недочеты конструкции или производственного процесса, специалисты компании отслеживают судьбу каждого выпущенного изделия. Особо следует остановиться на китайском «методе кувалды», который вошел в учебники по менеджменту. Впервые подобная практика была использована на заводе холодильников в городе Циндао в 1984 году. Получив жалобу от покупателя, управляющий Чжан Жуйминь подверг проверке всю партию продукции и, выявив брак, приказал... уничтожить ее, разбив все холодильники кувалдами. Этот опыт переняли и многие другие крупные производители. Причем метод оказался настолько эффективен, что вскоре необходимость в его применении отпала вовсе.
Еще одной характерной отличительной особенностью китайского производства является жесткий контроль за качеством продукции со стороны государства. Существующая в этой стране экономическая система предполагает гораздо большую вовлеченность государственных структур в бизнес, нежели в Европе, США или Японии. Например, в Китае действует Управление по карантину и контролю импорта и экспорта, проверяющее весь экспортируемый крупными производителями товар на соответствие международным стандартам качества. Также здесь планируют создать аналог Национального агентства США по безопасности дорожного движения, специалисты которого будут изучать статистику ДТП и заявления автовладельцев, чтобы выявить слабые места в конструкции автомобилей, производимых в Китае.
Конечно, с проблемами качества продукции периодически сталкивается любая страна-экспортер. Однако справедливости ради нужно заметить, что в Китае они ничуть не масштабнее, чем в большинстве других государств. К тому же касается это в основном товаров «no name», выпускаемых мелкими предприятиями.
Игра на опережение
Предпринимаемые китайскими производителями усилия приносят свои плоды. Так, в 2009 году эта страна стала крупнейшим в мире производителем автомобилей, обогнав США. Причем речь идет отнюдь не о работе на внутренний рынок. Эксперты подсчитали, что примерно через десять лет каждый третий автомобиль в мире будет китайским.
Особенно примечательно, что автоконцерны Поднебесной делают ставку на электрическую тягу. На внутреннем рынке этой страны электромобиль уже несколько лет не является ни экзотикой, ни предметом роскоши. Сегодня некоторые китайские автомобильные бренды успешно соперничают за мировое лидерство в этом сегменте рынка с гигантами японского и американского автопрома. Например, планируемый к выпуску в 2010 году кроссовер бизнес-класса BYD E6 будет стоить 40 тысяч долларов США , т.е. в 1,5-2 раза дешевле большинства аналогов, превосходя их по многим техническим параметрам. Многие специалисты полагают, что анонсируемые сегодня непомерно высокие цены на электромобили многих ведущих производителей являются «происками» бензинового лобби некоторых развитых стран. Китайцы же демонстрируют реальные цены. Поэтому вполне возможно, что «зеленая» эра автомобилестроения все же скоро настанет, причем войдем мы в нее под китайским флагом.
Впрочем, относятся эти прогнозы отнюдь не только к автопрому. Превосходные результаты демонстрируют и китайские производители бытовой техники, например – климатического оборудования. Так, каждый третий кондиционер на планете выпускается сегодня под маркой Gree: компания владеет самым большим в мире исследовательским центром и производством. Причем ее продукция, при весьма демократичной цене, обладает рядом безусловных преимуществ. Например, некоторые модели кондиционеров Gree отличаются крайне низким – всего в 21 дБ – уровнем шума. И это при том, что показатель в 27-28 дБ уже считается очень хорошим.
Таким образом, можно заключить, что сегодня доступная цена – не единственное и даже не главное достоинство китайской продукции. Конечно, это не повод отказываться от своих предпочтений и подвергать сомнению качество хорошо знакомых, испытанных брендов. Однако и новые заслуживают не меньшего внимания, особенно если вы хотите двигаться в ногу со временем и пользоваться всеми теми многочисленными преимуществами, которые дает человеку современная технология.

Смотрите также: