Есть одно «но». Эксперты: россиян ждёт кульминация экономического кризиса

Эксперты Центробанка сообщили, что впереди россиян ждёт кульминация экономического кризиса, вызванного внешнеполитической ситуацией. При этом пермяки уже ощутили в полной мере последствия санкций. Взять хотя бы цены в продуктовых магазинах.

   
   

Что происходит и чего ждать дальше, рассказали эксперты.

Цены на взлёт

Пермяки уже давно охают от цен в магазинах: то майонез подорожает на 10-15 %, то подсолнечное масло, то курица и кофе превращаются в деликатесы. И это только продукты. Перечислять товары, стоимость которых подпрыгнула в последнее время, можно очень долго.  

«В начале года общая неопределённость дала старт развитию инфляционных процессов, – говорит старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского Политеха Юлия Стародумова. – По состоянию на 15 августа инфляция в годовом выражении по расчётам с использованием среднесуточных данных – 14,87 %. На прошлой неделе – 15,01 %. Эти показатели, конечно, в целом не совсем отражают то, что испытывают наши кошельки и продуктовые корзины. Реальный рост цен, отмечаемый пермяками, значительно выше».

Немного ослабило накал ценовых страстей наступление сезона сбора урожая. Подешевела плодоовощная продукция. Кроме того, цены снизились, поскольку упала платёжеспособность пермяков. Были и другие причины.

«Сейчас идёт некоторая корректировка взлетевших в феврале-марте цен – бизнес находит новые коридоры для поставок продукции, производство многих товаров локализуется в России. Поэтому в части кризиса сейчас наблюдается некоторое затишье», – поясняет Юлия Стародумова.

Между тем, судя по прогнозу Центробанка, расслабляться рано.

   
   

«Банк России указывает на значительное ухудшение состояния экономики в III–IV кварталах 2022 г., после чего дно кризиса будет пройдено, и экономика начнёт постепенно восстанавливаться. Видимо, за основу такого сценария взяты тренды 2014–2016 гг., только усиленные с учётом масштаба санкций. Однако сложившаяся ситуация сильно отличается от кризиса 2014 г. и, по сути, мало предсказуема», – говорит экономист, старший преподаватель кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ПГНИУ Вероника Федосеева.

Дальше хуже?

Прогнозируемое ухудшение ситуации может быть связано ещё и с тем, что понемногу пустеют склады с продукцией и сырьём, которые более не поставляют в Россию в целом и Пермский край в частности.

«Обычно запасов на складах хватает на шесть-девять месяцев. И как раз третий и четвёртый кварталы должны показать, нашлись ли новые поставщики, появились ли альтернативные каналы поставок, как идёт процесс импортозамещения. Пермский край в этом плане выгодно выделяется в части производимой на экспорт продукции. В регионе доля несырьевого не­энергетического экспорта в прошлом году составила 68,2 % от совокупного объёма экспорта. Например, минеральные удобрения не попали под санкции, а только выросли в цене и стали более востребованными. Относительно выгодное географическое положение и налаженные связи с ближайшими соседями позволят не снижать торговых оборотов. Кроме того, растут объёмы экспорта в Китай и Казахстан», – рассказывает Юлия Стародумова.

Это вселяет некий оптимизм, говорят эксперты. Прикамье может продержаться на плаву несколько дольше других регионов. Структура экономики позволит избежать значительного роста безработицы и существенного снижения доходов населения, считает экономист ПГНИУ. Однако есть одно «но».

«Относительно стабильные источники совокупного дохода у нас есть. Но на любом производстве всё зависит от состояния оборудования – смогут ли его воспроизводить, – поясняет Вероника Федосеева. – При крепком рубле и дорогих кредитах надежды на возрождение отечественного машиностроения нет, остаётся возможность покупать у развивающихся стран. Смогут ли они в достаточной мере удовлетворить спрос российских предприятий на технологическое оборудование – это вопрос».

Также некоторые эксперты считают, что к так называемому дну кризиса мы приблизимся несколько позже, чем прогнозирует Центробанк. Всё зависит от политической ситуации.