Вирус подкосил бизнес. Как небольшим предприятиям выжить?

Сфера туризма вошла в первую волну организаций, которые получили поддержку от федеральных и региональных властей. © / Софья Штин / АиФ

Чем дальше, тем яснее мы понимаем, что коронавирус подрывает не только здоровье, но и экономику. В Пермском крае на длинные каникулы ушли многие предприятия. А это десятки тысяч людей.

   
   

Недавно сотрудники курорта «Усть-Качка» устроили флеш-моб, чтобы привлечь внимание к сложившейся ситуации. После того как курорт перестал принимать посетителей, работники якобы остались без зарплаты и оказались под угрозой увольнения. Проблему решили после вмешательства краевых властей. А что делать, если предприятие не такое большое, значимое и известное? Кто поможет тем, кто работает в малом и среднем бизнесе?

Денег нет, но вы держитесь

Пермский предприниматель Михаил Бояршинов много лет работает в туристическом бизнесе. Он говорит, что это дело и раньше особой прибыли не приносило. А сейчас работа просто встала.

«У меня типичная компания малого бизнеса, где трудоустроены от 14 до 20 человек. С конца марта продаж у нас нет вообще. Поэтому сейчас сотрудники, которые остались, работают онлайн по четыре часа в день и получают половину обычной зарплаты. В противном случае нам просто не выжить, – рассказал Михаил Бояршинов. – У нас есть одно помещение в собственности, а ещё одно мы снимали. От второго пришлось отказаться, так как его хозяин не пошёл нам навстречу – не стал уменьшать стоимость аренды. А вот организации из сферы услуг, с которыми мы сотрудничаем (занимающиеся бухучётом, техподдержкой и т. д.), нас поняли. Я отправил им письма с просьбой о сокращении издер­жек на 70 % на три месяца. И они пошли нам навстречу. Этот кризис для меня не первый, и я понимал, что современная экономика предполагает подобные вызовы. Поэтому несколько лет копил «подушку безопасности», оставляя деньги в компании. Именно она поможет нам какое-то время продержаться на плаву и сохранить персонал. Но деньги через три месяца закончатся. Всё же хочется получить реальную помощь со стороны властей».

Сфера туризма попала в список наиболее пострадавших от ограничительных мер, призванных сдержать распространение коронавируса. Среди таких отраслей также транспортная сфера (авто- и авиаперевозки, деятельность аэропортов), культура, досуг и развлечения, физическая культура и спорт, общепит (кафе и рестораны), бытовые услуги, дополнительное образование, негосударственные образовательные учреждения. Организациям, попавшим в государственный или региональный список, предлагают несколько льгот. На уровне федерации – шестимесячные отсрочки по налогам (кроме НДС), пролонгация на шесть месяцев сроков кредитов. Для микропредприятий также предусмотрели отсрочку по страховым взносам в фонд соцстрахования, а для малых и средних ставку по ним снизили в два раза.

«Да, нам сократили платежи в фонд соцстрахования с превышения минимальной зарплаты, дали отсрочку оплаты этих налогов. Это хорошо. Но даже небольшую сумму надо платить с каких-то доходов. А их у нас сейчас нет. Из каких средств платить, когда придёт время? Очень хочется, чтобы по окончании этой ситуации государ­ство предложило нам субсидии в какой-либо форме и налоговые каникулы на период запрета перемещений», – говорит Михаил.

В крае 30 марта депутаты Зак­собрания приняли меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса на уровне региона: отсрочили и сократили платежи по нескольким налогам, расширили список предприятий, которые пострадали от ограничительных мер по борьбе с коронавирусом. Хватит ли всего этого, чтобы удержать компании на плаву?

   
   

Самое тяжёлое – неопределённость

По словам сопредседателя Пермского краевого регионального отделения общественной организации «Деловая Россия» Евгения Протопопова, сейчас владельцы предприятий не понимают, что будет дальше. А неопределённость – это самое большое зло для бизнеса. Евгений Протопопов считает, что федеральное и региональное правительства должны чётко обозначить период, на который закрыли предприятия. Далее понятно объяснить бизнесу, как платить зарплату, налоги, как будут проходить все проверки.

«Сейчас много всего обсуждают и принимают, но бизнесменам пока не всё понятно. Нужно внятно объяснить, – считает Евгений Протопопов. – Что касается самих мер, то вводят их поэтапно. Сначала государство переносит сроки уплаты налогов, сдачи отчётности. Если этих мер не хватит и срок самоизоляции затянется, то будут думать об аннулировании налогов в конкретных отраслях. Затем – принимать решения о субсидиях на под­держку различных отраслей. Если говорить про меры, принятые сейчас, то есть организации, которым они точно помогут. Например, региональный закон предполагает льготы по налогу на имущество, землю, по транспортному налогу, государственной аренде. Также предусмотрено снижение налоговой ставки для предприятий, работающих по упрощённой системе налогообложения. Появляется всё больше федеральных льгот. Я бы отметил снижение страховых выплат в пенсионный фонд на 15 %, перенос некоторых налогов (возможно, будет даже обнуление), полный запрет на любые проверки до 31 декабря 2020 г. Сейчас обсуждаются льготы по налогу на прибыль, отсрочка по налоговой отчётности (скорее всего, на три месяца). Это только первая волна. Ожидается, что льгот и послаблений будет больше».

Владельцам бизнеса Евгений Протопопов советует подсчитать кредиты и финансовые обязательства, подать заявления на рассрочку, отсрочку и реструктуризацию. Федеральное правительство дало предписание рассматривать все эти заявления. Отсрочка, может, и не решит проблему полностью, но не позволит включить компанию в чёрный список и даст возможность отодвинуть сроки выплат, пока не приняли глобальные меры поддержки бизнеса. Важно, чтобы владельцы недвижимости пошли навстречу арендаторам.

«Хозяевам помещений стоит задать себе вопрос: «Если я займу жёсткую позицию, то не приведёт ли это к тому, что мои помещения потом будут пустовать?» Арендатору надо чётко сформулировать позицию: либо просить отсрочку по платежам, либо не платить вообще и направить это предложение арендодателю», – советует Евгений Протопопов.

Спрос рождает предложение

Руководитель организации «Союзэкспертиза Пермь» Лилия Ширяева говорит, что бизнес действительно нуждается в более серьёзной помощи. Пока же нерешёнными остаются очень важные вопросы. Деньги предприятия не зарабатывают, а зарплату как-то надо платить. В противном случае руководителя ждёт админи­стративная и даже уголовная ответственность. Предоставление бизнесу кредита на выплату зар­платы с минимальной ставкой вплоть до 0 % и освобождение от уплаты налогов может стать хорошей поддержкой.

«Надо расширить перечень сфер бизнеса, которым нужны меры поддержки. Например, сейчас они не касаются НКО (по закону они не входят в категорию малого бизнеса), индивидуальных предпринимателей», – говорит Лилия Ширяева.

Старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы» ПНИПУ Юлия Стародумова добавляет, что из списка предприятий, которым нужна помощь, выпала ещё одна важная категория – самозанятые.

«В этом году они только начали регистрироваться в регионе, – говорит она. – Пока все меры поддержки – как кислородная маска. Реально спасти бизнес может только спрос. А спрос – это мы, люди, которые заперты в домах. Денег у людей будет всё меньше, так как у одних урезали зарплату, другие остались без работы. Чтобы поддержать спрос, нужно финансово поддержать население».

Об этом же говорит и Лилия Ширяева. Государство сейчас поддерживает отдельно бизнес, отдельно родителей с детьми, отдельно людей, у которых есть кредиты. При этом нередко человек относится ко всем трём категориям. Именно поэтому в других странах граждане получат пособия, пусть даже и небольшие.

Государство должно помочь

Председатель регионального отделения общероссийской организации «ОПОРА России» Роман Водянов:

«Количество пострадавших отраслей бизнеса ежедневно растёт. Предпринимателям очень сложно экстренно изменить направления своей работы, сохранить рабочие места. Считаю, что необходимо ввести две важные меры поддержки малого и среднего бизнеса. Во-первых, полностью освободить особо пострадавшие отрасли от налогообложения. Во-вторых, субсидировать из бюджета выплату зарплаты напрямую сотрудникам, которые заняты в пострадавших отраслях бизнеса, либо работодателям для сохранения уровня заработной платы и рабочих мест. Эти меры поддержки мы ждём от федерального центра, так как региональный бюджет не в силах их реализовать».

В первые дни была паника.

Хозяйка кабинета красоты Ксения Шумкова.

«Я понимаю, что безопасность моих клиентов – это самое важное. Поэтому мне пришлось пока закрыть свой кабинет, и, несмотря на просьбы тех, кто ко мне постоянно ходит, на дом я к ним тоже не езжу. Не хочу рисковать, прошу всех меня понять и предлагаю встретиться после окончания периода самоизоляции. Да, для меня это время очень сложное. В первые дни у меня вообще была паника, но потом взяла себя в руки и начала думать, что мне делать. У меня ипотека, двое детей, а дохода пока никакого нет. Начала читать постановления, чтобы снизить обязательные платежи, также мне помогла консультация специалиста краевого Минсоцразвития. Я получила статус малоимущей семьи и это даст мне возможность получить пособие на детей – 5, 5 тыс. на каждого. Узнала, как можно оформить кредитные каникулы. Надеюсь, что всё получится.

Пока выручает небольшая «подушка безопасности». Её  трачу на продукты. Также меня поддерживает моя семья – мама и брат. Попросила помощь в минсоцразвития, чтобы удалённо оформить соцконтракт (сейчас это возможно). Есть вариант дистанционно работы в страховой компании, буду пробовать. Также думаю, что как только откроют центр занятости населения, встать на учёт».

Меры поддержки расширят

Министр экономического развития и инвестиций Пермского края Максим Колесников

«Сейчас мы готовим второй пакет мер поддержки для малого и среднего бизнеса. Соответственно, расширим перечень сфер деятельности, которые пострадали от введения режима самоизоляции. И если в первый пакет вошли те сферы деятельности, которые остановились практически сразу, то во второй мы включаем те сферы деятельности, работа которых также зависит от остановившегося бизнеса.

Мы предлагаем внести во второй пакет следующие сферы: автоперевозки , физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, организации дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, предоставление бытовых услуг населению – ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты, журналистика, рекламные агентства, фотография, обрабатывающие производства, предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группы.

На эти сферы, где-то полным пакетом, где-то отдельными мерами, будут распространены льгота по налогу на имущество, льгота по налогу на доход, отсрочка по имущественным налогам и аренде. Все визуальные материалы «мера поддержки – сфера» мы разместим на официальном сайте Минэкономразвития и Правительства региона после того, как их утвердит Законодательное собрание края 16 апреля».

Ищите новые направления

Консультант малого и среднего предпринимательства по юридическим вопросам Лариса Овсянникова.

«Советую предпринимателям по возможности организовать работу удалённо. Если говорить о сфере оказания услуг, то многие уже работают онлайн (юристы, дизайнеры, бухгалтеры).  Да, для этого нужно перестроиться, привыкнуть проводить встречи и переговоры по видеосвязи. Но это на самом деле несложно. Там, где это невозможно, стоит задуматься о том, чтобы как-то переориентировать свой бизнес или добавить к нему услугу, которая поддержит дело на плаву. Например, владельцы кафе и ресторанов могут организовать доставку еды. Эта услуга сейчас будет востребована. Доставку товаров могут предложить своим клиентам и другие закрытые магазины. Также никто не запрещает переквалифицировать ассортимент торговой точки на продажу товаров первой необходимости. На такие товары есть повышенный спрос, некоторые не успевают выставлять – настолько быстро разбирают. Многие именно так и делают. Есть, конечно, те, кто действует недобросовестно. Например, был случай, когда строительный магазин добавил в список продаваемой продукции туалетную бумагу и продолжил работу. Вот это, конечно, неправильно».

Кстати

Сложная ситуация сейчас во всех регионах России. Например, в Казани под угрозой дельфины в дельфинарии. Подробности: