СКАЖИТЕ, много ли найдётся городских школ, где учитель хаживал на торговом судне в плавание вокруг Европы? Пережил семь полярных ночей? И видел белых медведей, нерп и касаток не в зоопарке или в дельфинарии, а в самых что ни на есть полевых - полярных и морских - условиях? Ребятам из села Завод-Кын и посёлка Кын (Лысьвенский район) повезло: в их школах преподаёт географию и историю как раз такой учитель - Сергей Гринкевич.
Место швартовки - Кын
ОДНО из главных детских воспоминаний Серёжки: сквозь ночную полудрёму он видит, как мама склонилась над ученическими тетрадками при свете зелёного абажура. Ему, круглому отличнику и, как принято сейчас выражаться, типичному «ботанику», тоже пророчили педагогическую дорожку. Но, как и многих советских мальчишек, его манила романтика морских путешествий. Поэтому уроженец белорусского городка с красивым девичьим именем Лида решил поступать в Ленинградское высшее инженерно-морское училище. И поступил на арктический факультет.
Инженер-метеоролог Сергей Гринкевич свою мальчишескую страсть к путешествиям удовлетворил если и не сполна, то весьма изрядно. Будучи курсантом, дважды плавал по Атлантике. После окончания училища больше трёх лет на одном месте не задерживался. Диксон, мыс Челюскина, Таймыр, Магадан… Кстати, на Диксоне Сергей познакомился с будущей женой Людмилой. Свадьбу сыграли шесть лет спустя, в 1989 году. В то время Гринкевич работал синоптиком в магаданском аэропорту. И тогда перед молодожёнами встала дилемма: либо ютиться в Магадане в девятиметровой комнатке, либо ехать на Урал преподавать в гидрометшколе. Они выбрали второе.
Потом наступил 1991 год. В магазинах - шаром покати, зарплаты ни на что не хватало. В семье подрастал Алёшка. А Людмила родом из Кына, её родители предложили молодым перебраться поближе. Купили сначала корову, потом дом.
Испытание сельской жизнью
ТАК они оказались в селе Завод-Кын, которому в этом году стукнуло ни много ни мало 250 лет. Глава семьи медленно, но верно постигал азы деревенской жизни («До Кына топор в руках толком не держал, к корове не знал, с какой стороны подойти! А теперь наколоть дров, подоить корову - лучший отдых для меня!»). Вместе Сергей и Людмила воплощали свою мечту - строили большую семью. У Алёшки появились три замечательные сестрёнки - Даша, Маша и Аня. Строили, несмотря на то что жизнь в российском селе рушилась под «наркозом пьяного угара», несмотря на то что Сергей не сразу нашёл своё призвание.
- Вскоре мне предложили возглавить местную основную школу, где я проработал директором девять лет, - вспоминает Сергей Алексеевич. - Признаюсь, эти девять лет дались нелегко. Всё-таки быть администратором-начальником не в моём характере. Но параллельно я вёл уроки, набирался опыта.
Не смог я удержаться от провокационного вопроса: «Желания приложиться к зелёному змию не возникало в те трудные годы?» В ответ: «Нет!» Сказалась «полярная» закалка. - На Севере ты либо спиваешься, либо занимаешься собой. Например, на мысе Челюскин, как только солнышко появлялось после полярной ночи, я сразу же вставал на лыжи. В том же Магадане по тридцать километров порой на лыжах по сопкам пробегал. Он и сейчас часто «бегает» - от посёлка Кын домой до Завода-Кын проходит по четырнадцать километров! Компанию ему составляет дочка Даша, которая в этом году заканчивает школу на станции Кын.
Ставка на краеведение
СКОЛЬКО помнит себя Сергей Гринкевич, страсть к краеведению у него была всегда.
- Я не сразу дошёл до понимания того, что если у тебя есть склонность к чему-то, ты её развей и затем детям привей. В педагогике надо идти от своей любви к чему-то. Мне понравилось заниматься краеведческими исследованиями с детьми. Краеведение - это тот микроуровень, который сегодня мало исследован. При этом во многих районах для этого есть прекрасная база. Краеведческие работы прививают школьникам вкус к исследовательской деятельности и, что очень важно, любовь к малой родине.
Вместе с учениками Сергей Гринкевич разработал программу «Живой след памяти» - фактически систему краеведческой работы в школе. Как итог - сегодня практически готова книга под названием «Кын - золотое донце», в которую в качестве самостоятельных глав также вошли и работы его учеников. Кстати, кыновским краеведам удалось «накопать» и сенсационные факты. Например, что на строгановском заводе, который и положил начало селу, существовала развитая система социального обеспечения - от медицинского до пенсионного.
Сегодня главная мечта Сергей Алексеевича - найти спонсора на издание книги. А потом можно браться и за подготовку книги о посёлке Кын, тем более что материала уже собрано предостаточно
Мозги из села утекают
РАЗУМЕЕТСЯ, главное богатство наставника - достижения его учеников. И здесь Сергею Гринкевичу есть кем гордиться. Например, прошлогодним лауреатом Президентской премии Алексеем Папуловым, которому дважды покорялся Обнинск: сначала - с «Проектом развития экономики посёлка Кын», а в этом году - с краеведческой работой «Этапы колонизации реки Чусовой». Бог любит троицу: следующей весной, если получится съездить, теперь уже студент истфака ПГУ попробует снова покорить Обнинск. На этот раз - с «Проектом туристического развития Кына». Фактически этот проект созвучен идее пермского писателя Алексея Иванова о создании Кын-парка. Этой же весной в секции «География» победила дочка Даша с работой «Самоцветы реки Чусовой» и стала кандидатом на Президентскую премию. В планах у Гринкевича на будущий год свозить на Обнинскую конференцию трёх учеников. Так что не вывелись ещё на селе умники и умницы.
- Единственный социальный лифт, который есть у детей сельских интеллигентов, - пробиваться за счёт своего ума. Лет десять назад ребята шли в старшие классы, чтобы ещё два года пожить дома, отсидеться за пазухой у родителей. Сегодня в 10-11-й класс поступают те, кому нужно высшее образование, у них очень высокий уровень мотивации, - замечает Сергей Гринкевич. - Отсюда и большой стимул для работы сельских педагогов - подготовить ребят для поступления в вуз. Связь «ученик - учитель» в старшем звене особенно окрепла после внедрения ЕГЭ, благодаря которому детям из сельских школ стало легче поступать в вузы. Кстати, в этом году из пятнадцати выпускников кыновской школы №65 одиннадцать поступили в вузы, в том числе в университеты Перми, Екатеринбурга, Москвы.
К слову, старший сын Алексей учится на третьем курсе физического факультета в ПГУ. Даша мечтает стать историком. Вернутся ли они после университета домой? - Думаю, что нет. Таковы сегодняшние реалии: ребята, получившие высшее образование, редко возвращаются в родное село. Наверное, не стоит объяснять, почему. Отсюда проблема: сегодня практически иссяк поток молодых учителей в деревни, который существовал в своё время в СССР. Поэтому сельская интеллигенция стареет…
Он не ждёт милости и высоких зарплат от государства («Не на нашем веку»). Вот и в особенности подушевого финансирования, на которое скоро перейдут в сельских школах, не вникал. Чтобы «себя не обнадёживать или не расстраивать раньше времени» («Кто пережил девяностые в деревне, тому ничего не страшно»). Одна из любимых тем Сергея Гринкевича - орхидеи. В окрестностях реки Чусовой он обнаружил шесть видов этого растения. Среди них и редчайший - Калипсо, занесённую в Красную книгу России. Скоро и для сельских интеллигентов придётся создавать свою Красную книгу?
Смотрите также:
- Дополнительное образование: для себя или для «галочки»? →
- Таланты и возможности. Почему полезно учить математику? →
- Почему после 9 класса дети уходят из школы? →