Профилактика школьных болезней – путь к хорошей учебе

   
   

К так называемым «школьным» болезням в обществе относятся несерьезно, а между тем, они могут повлечь за собой последствия, которые проявятся уже через 5 лет после окончания школы.

Главный стержень

 

На формирование осанки воздействуют различные факторы, но наиболее негативно на ее влияет состояние школьной мебели и сидячая рабочая поза учащихся. При учебной работе в положении сидя туловище наклонено вперед, что увеличивает давление на межпозвоночные диски до 100 кг против 70 кг при стоячей позе. При резко наклоненной позе, необходимой  для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка также и на  мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться грудью о поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов и неблагоприятно сказывается на их функционировании. Поэтому принятая в школах организация учебного процесса при доминировании сидячей позы требует проведения профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников.

Сидеть вам не пересидеть

 

   
   

Самая правильная поза та, которая обеспечивает устойчивое положение тела ребенка. Оно может быть достигнуто при условии, когда тело имеет не менее трех точек опоры:

1) сиденье стула;

2) спинка стула;

3) пол или подножка.

Сначала определяется соответствие росту ребенка стула. При сидении угол в коленном суставе должен быть прямым. Тем детям, для которых мебель высока, рекомендуется использовать подставки под ноги и на сиденья. Контроль за соответствием мебели росту детей следует проводить в школе не реже 2-х раз за учебный год.

Правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту ученика, но и от места расположения стула относительно крышки стола. Для соблюдения  правильной позы  требуется, чтобы край сиденья был задвинут под крышку стола на 3-6 см.

Идеальная осанка

 

- Встать спиной к стене, ноги слегка расставить, руки опустить;

- Затылок, плечи, икры и пятки заставить касаться стены;

- Прижаться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца;

- Подобрать живот, вытянуть немного шею вверх и приподнять слегка плечи;

- Проанализировать «чувства» всех частей тела, особенно мускулов спины и живота и постараться их  запомнить.

Смотри в оба

 

Нарушения зрения, так же как и нарушения осанки у школьников, относят к традиционным «школьным» заболеваниям. Среди нарушений зрения наиболее часто встречается близорукость. Главной причиной возникновения болезни офтальмологи называют неблагоприятные условия для зрительной работы  во время школьных занятий в школе и дома. В профилактику близорукости у школьников включают  обеспечение рационального освещения детских учреждений и рабочих мест в школе и дома, выполнение определенных требований к объектам зрительной работы, выработку правильной посадки детей во время занятий, соблюдение режима умственного труда и отдыха, поскольку такой труд всегда сопряжен со зрительной нагрузкой.

Офтальмологи  считают, что во время занятий учебная работа без зрительного напряжения возможны при условии, если учащиеся сохраняют рабочую позу, при которой расстояние от глаз до книги или тетради составляет 26-35 см в зависимости от возраста школьников. Такое расстояние равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Помимо того, что сохранение указанного расстояния не требует сильного напряжения зрительных функций, оно дает возможность учащимся сидеть не наклоняясь.

Читать по правилам

 

Среди различных учебных предметов на состояние зрения учащихся особое влияние оказывает режим чтения. Чтение требует напряжения остроты зрения, аккомодации, движений глаз и участия таких психических функций, как быстрота различения и зрительного восприятия, зрительная память и др. Все вместе позволяет относить режим чтения к факторам риска для состояния зрения школьников.

Непрерывная продолжительность чтения должна быть ограничена для младших школьников 15-20 минут, для учащихся среднего звена 25-30 минут, для старшеклассников – 45 минут.

Также влияют на состояние зрения и занятия по информатике, с компьютером. Для учащихся 1 класса время занятия составляет 10 минут, 2-5 классов – 15 минут, 6-7 классы – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут. Для школьников 10-11 классов, имеющих сдвоенные уроки, непрерывная длительность занятий с компьютером должна составлять на первом часу занятий 30 минут, а на втором – 20 минут.

 

Смотрите также: