Каждый молодой человек после окончания школы стоит на перепутье: куда пойти учиться, где работать. И порой этот выбор сделать не так просто.
Но, пожалуй, сложнее всех приходится ребятам с ограниченными возможностями здоровья. Окончив обучение в общеобразовательной либо в коррекционной школе, они не знают, что же делать дальше. Для многих продолжение учёбы лишь мечта. И нередко они остаются наедине со своими проблемами в четырёх стенах, полностью отгороженные от общества.
Но так было до недавнего времени. Теперь у таких ребят появились новые возможности. В Пермском крае в системе профессионального образования заработал проект «Доступная среда». О его содержании и перспективах, открывающихся перед инвалидами, наш корреспондент беседует с Ильёй БОЧАРОВЫМ, начальником управления профобразования Минобразования Пермского края.
Выиграют все
- Что нового принесёт проект?
- Во-первых, у инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья будет более широкий доступ к профессиональному обучению. Станет больше учреждений среднего и высшего профессионального образования, здания которых оборудуют для обучения таких людей. Выпускникам школ, имеющим статус инвалида, предоставят возможность профессиональной ориентации в получении образования с учётом физических и умственных способностей. Специалисты дадут рекомендации по индивидуальным программам их реабилитации.
Во-вторых, у лиц с ограниченными возможностями здоровья появится больше возможностей для трудоустройства. Мы надеемся, что наладится сотрудничество между образовательными учреждениями и предприятиями, заинтересованными получить нового молодого специалиста. Работодателей будут стимулировать к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства незанятых инвалидов, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
В ожидании первокурсников
- Что сейчас делается для этого в Прикамье?
- В краевом учреждении дополнительного профессионального образования «Пермский центр профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения» оказывают услуги по индивидуальным психологическим консультациям лиц с ограниченными возможностями здоровья, чтобы помочь им определиться с профессией. Эта работа стартовала в январе 2013 г. К концу года эту услугу смогут получить не менее 50 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На основании данных о потребностях в получении профессионального образования инвалидов краевое Министерство образования и науки расширяет перечень профессий и специальностей для такой категории абитуриентов. Так, сейчас идёт приём абитуриентов на базе 11 классов в Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева на дистанционную форму обучения для тех, кому рекомендовано обучение на дому. Специальности: «Экономика и бухгалтерский учёт», «Документационное обеспечение», «Право и организация социального обеспечения».
На 2013/2014 учебный год Министерство образования и науки Пермского края увеличило число мест с 893 до 1069 для профессионального обучения на бюджетной основе лиц с ограниченными возможностями здоровья и выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений. Техникумы и профессиональные училища Пермского края обучают выпускников коррекционных школ различным профессиям. Это «Изготовитель художественных изделий из дерева», «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер растениеводства», «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», «Оператор вязально-швейного оборудования», «Официант, бармен», «Переплётчик», «Повар-кондитер», «Продавец, контролёр-кассир», «Слесарь», «Парикмахер», «Мастер сухого строительства», «Обувщик» и другие. Кстати, информация о приёме в профессиональные учреждения была в предыдущем номере «АиФ-Прикамье».
В пермском филиале Западно-Уральского технологического техникума готовят рабочих и служащих, имеющих статус инвалида, по профессиям: «Архивариус», «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Мастер по цифровой обработке информации», «Переплётчик», «Портной». Причём техникум содействует трудоустройству своих выпускников. Здесь учатся дети с заболеваниями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями органов слуха.
Переоснащение требует затрат
- Создание доступной среды для учащихся-инвалидов - дело небыстрое, ведь переоборудование учебных заведений требует огромных затрат. Какие средства вложат в реализацию этого проекта?
- В Программе развития системы образования в Пермском крае на 2013-2017 гг. министерство запланировало 30 млн руб. на 5 лет. На эти деньги планируют поставить комплекты компьютерного оборудования, обучающих программных продуктов по учебным дисциплинам, расширить дверные проёмы для передвижения на инвалидной коляске и лестничные пролёты, чтобы можно было смонтировать пандусы.
- В каких учебных заведениях края в этом году уже создадут доступную среду для особенных людей?
- Это будут три учреждения профессионального образования: КГАОУ СПО «Пермский базовый медицинский колледж», ГБОУ СПО «Березниковский техникум профессиональных технологий», ГБОУ СПО «Кунгурский сельскохозяйственный колледж».
Есть контакт
- А найдут ли работу подготовленные специалисты с ограниченными возможностями здоровья на производстве? Ведь не секрет, что работодатели не хотят брать инвалидов.
- Да, работодатель повсеместно не заинтересован в приёме инвалида на работу. Поэтому постановлением правительства Пермского края утверждена Программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда в 2013 г.
Сейчас проводится оценка потребности региона в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные или оснащённые для них рабочие места. Работодателям будут возмещать затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительных (в том числе специальных) рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Надеемся, что это будет способствовать созданию новых рабочих мест для таких граждан и, как следствие, приведёт к уменьшению доли незанятых инвалидов. Ежегодно планируем создавать по 195 дополнительных рабочих мест (165 - для инвалидов и 30 - для родителей, воспитывающих детей инвалидов).
Кроме этого, краевое Министерство образования ежегодно организует выставки «Образование и карьера». Они помогают наладить контакт с работодателями. Так, например, в феврале этого года в выставочном центре «Пермская ярмарка» провели круглый стол по проблемам обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. По направлению «Доступная среда. Ярмарка возможностей» прошла научно-практическая конференция «Программы профессиональной подготовки учащихся коррекционных школ», а также родительская студия «Родитель родителю». Всего в этом году выставку посетили 37 тыс. человек.
Всё это, по нашему мнению, уменьшит негативные последствия незанятости инвалидов.
Смотрите также:
- Пусть к профессии. Выпускники чаще всего выбирают экзамен по обществознанию →
- Шаг к работе. Как старшеклассникам правильно выбрать профессию? →
- ЕГЭ позади. Какие результаты показали прикамские выпускники? →