642

Шаг к работе. Как старшеклассникам правильно выбрать профессию?

В Прикамье набирает обороты проект «Дуальное обучение».
В Прикамье набирает обороты проект «Дуальное обучение». / Илья Пригожин / АиФ

Сегодня много говорят о необходимости профориентации детей, начиная с младших классов. И в Перми  уже работают девять уникальных школ, которые тесно взаимодействуют с разными предприятиями и профессиональными сообществами.  Среди них – «Мастерград», инженерно-техническая школа, школа дизайна «Точка», техношкола, IT-школа, школа «Фотоника» и другие.  

Хорошо, когда в старших классах школьник уже определился с призванием и будущей профессией. Но что делать, когда года растут, а где хочется работать и чем заниматься, непонятно?

Изучаем рынок труда

«Старшеклассникам и их родителям, которые задумываются о выборе профессии, я бы посоветовала постоянно просматривать сайты вакансий и резюме в регионе. Это позволит ориентироваться в востребованных специальностях на рынке труда», – говорит бизнес-тренер Ольга Якимова.

Если говорить о высококвалифицированных специалистах, то сегодня в Перми и регионе востребованы врачи, преподаватели и учителя, архитекторы и инженеры-строители, специалисты по кадрам и программисты, бухгалтеры и инженеры-технологи. В группе специалистов среднего уровня квалификации наибольшим спросом пользуются фельдшеры и медсёстры, воспитатели, торговые агенты, экспедиторы, менеджеры, техники-электрики, электромеханики.

Хорошим подспорьем при выборе профессии и специальности могло бы стать, конечно, наличие прогнозов, как будет развиваться рынок труда в нашем крае. Но их пока нет. Хотя есть шанс, что появятся.

«Сейчас правительство региона разрабатывает стратегию социально-экономического развития Пермского края до 2030 г. После её утверждения станет возможным прогнозирование перспективных потребностей рынка в профессиональном разрезе», – сообщил нашему изданию и.о. руководителя Агентства по занятости населения Пермского края Владимир Лядов.

Тем не менее уже сейчас отличным ориентиром может служить информация о крупных инвестпроектах, которые в ближайшие годы планируют воплотить в жизнь в нашем крае. Например, власти региона подписывают специнвестконтракты о создании крупных производств в Прикамье, где массово будут открываться новые рабочие места.

«Сегодня наша служба по «Программе повышения мобильности трудовых ресурсов в Пермском крае на 2015-2017 гг.» участвует в кадровом обеспечении трёх крупных инвестпроектов в регионе. Один из них – возведение главного корпуса «ЕвроХим - Усольский калийный комбинат». Со строительством в Верхнекамье комбината по добыче и обогащению калийных солей появилась дополнительная потребность как в ИТР (от инженеров по охране труда и сотрудников по обеспечению строительства до специалистов отдела информатизации), так и в рабочих кадрах (аппаратчиках и обогатителях химического производства, рабочих рудников, электромонтерах, электрослесарях, машинистах буровой установки и т.д.). Другой инвестпроект – строительство завода по производству соединительных деталей трубопроводов в Чайковском, что позволит создать до тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест. Здесь тоже потребуется профессиональный состав ИТР (директор по производству, начальник производства, инженеры, мастера) и рабочих (электрогазосварщики, операторы, контролёры). Также инвестпроект реализует ОАО «Соликамскбумпром» – проводит модернизацию оборудования технологических линий на предприятии. Здесь требуются инженеры: технологи, энергетики, теплотехники и АСУ. Кроме того, есть потребность в таких рабочих кадрах, как резчик бумаги, сушильщик и машинист бумагоделательной машины, электромонтёр, оператор, слесарь-ремонтник, слесарь по КИПиА», – говорит Владимир Лядов. 

Смотрим сайты вузов и ссузов

– Если нужна хорошая работа, заходите на сайты вузов и ищите специальности, где есть целевые наборы от предприятий. Это сигнал, что там есть и будет работа. Причём не только для целевиков, –  рассказывает Ольга Якимова.

Также на сайтах учебных заведений  можно узнать, с какими предприятиями сотрудничают факультеты и отделения. Не секрет, что ведущие предприятия, испытывающие кадровый голод, студентам профильных направлений выплачивают именные стипендии, приглашают их на производственную и преддипломную практику, а потом и на работу.      

Кстати
Предприятия-участники проекта «Дуальное обучение»: «ОДК – Пермские моторы», «Протон – Пермские моторы», «ОДК – СТАР», «Редуктор – ПМ», «Авиадвигатель», «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», «Краснокамский ремонтно-механический завод», «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», «Очёрский машиностроительный завод», «Газпром распределение», «Соликамскбумпром», «Соликамский магниевый завод», «Метафракс», «РЖД», ФКП «Пермский пороховой завод», «Алендвик», «Семья», «Агрофирма «Труд», «Восток – Агро», «Автоимпорт», ПАО НПО «Искра», а также некоторые представители малого бизнеса.
Ещё одним хорошим сигналом для старшеклассников и их родителей может стать проект «Дуальное обучение», который в последние годы активно развивает краевое Министерство образования и науки. Он предполагает, что студент теоретические основы своей профессии постигает в alma mater, а практические навыки осваивает непосредственно на производстве, где проводит половину времени обучения на старших курсах. Сегодня в проекте участвуют ведущие предприятия края и около двадцати ссузов. И результаты налицо. Если год назад после окончания обучения по этой программе на предприятия трудоустроились 107 выпускников, то в январе этого года уже 154 человека. По планам, в июле этого года ещё 300 выпускников техникумов и колледжей, прошедших подготовку по программе «Дуальное обучение», сразу же получат работу на тех предприятиях, где стажировались во время учёбы.

Принцип династий

По словам Ольги Якимовой, не стоит сбрасывать со счетов и принцип династий при выборе профессии – следовать по стопам родителей и бабушек-дедушек.

– Во-первых, благодаря информации из первых уст это позволяет оценить востребованность данной специальности, перспективы (в том числе зарплатные), плюсы и минусы профессии. Во-вторых, родители уж точно научат своих детей секретам и премудростям своей профессии. И ещё: не бойтесь идти в те профессии, где сложно учиться и куда мало кто стремится. Где меньше конкуренция, там всегда больше шансов сделать отличную карьеру, – добавляет Ольга Якимова.

Какую зарплату желает молодёжь?

Эксперты портала по поиску работы и персонала HeadHunter подготовили рейтинг зарплатных ожиданий выпускников крупнейших вузов Перми. Они выяснили, что дороже всего свою работу оценивают студенты ПГМУ.

По словам руководителя пресс-службы HeadHunter Урал Ольги Гибадуллиной, хотя работодатели могут отдавать предпочтение выпускникам определённых вузов, в вакансиях об этом они пишут редко.

«В Перми не более 1-2% предложений, где в требованиях указывают желаемый диплом кандидата. Так что получить данные по среднему вознаграждению, которое предлагается выпускникам конкретных вузов, достаточно сложно. Поэтому мы изучили размер среднего ожидания выпускников крупнейших вузов Прикамья. Несмотря на мнение многих работодателей, ожидания специалистов без опыта работы оказались вполне адекватными рынку. Например, среднее вознаграждение, которое предлагают специалистам без опыта работы в Перми, – это 22 тыс. руб. Также мы посмотрели зарплаты, которые называют в резюме специалисты с опытом работы более шести лет. Оказалось, что со временем выпускники разных вузов «дорожают» по-разному. Правда, лидер рейтинга остался неизменным. А вот вторую строчку уже занимают выпускники ПНИПУ», – говорит Ольга Гибадуллина

Зарплатные ожидания выпускников пермских вузов.
Зарплатные ожидания выпускников пермских вузов. Фото: АиФ

Как пермяки выбирают профессию?

Сайт по поиску работы Зарплата.ру опросил более 970 пермяков, чтобы выяснить, какие факторы повлияли на выбор их профессии.

  • Чаще всего жители Перми выбирали профессию исходя из своего желания стать профессионалами в определённой сфере (44%). Из них 75% оказались довольны выбором профессии. А 69% до сих пор работают по специальности.
  • Треть опрошенных пермяков решающим фактором в выборе специальности назвали доступность образования. По такому принципу выбирали будущую профессию экономисты, преподаватели и юристы.
  • Ещё треть участников опроса признались, что на выбор профессии повлияло мнение родителей. Из них сегодня по специальности работают 59%, остальные же сменили работу на ту, которая им по душе. Чаще других с мнением родителей соглашались бухгалтеры и строители.
  • Пятая часть респондентов исходила из престижности профессии. Этот критерий оказался важным для будущих работников банков, программистов и маркетологов.
  • Остальным участникам опроса определиться с выбором специальности помогло профориентационное тестирование в школе (8%) и мнение окружающих (7%).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах