Несколько лет назад пермяк Андрей Клименко вместе с партнёрами основал компанию Pirate Pay. Идея ребят заставила Интернет бурлить как суп. Их разработка, которая помогает «отлавливать» пиратские фильмы, видео, музыку, привлекала внимание крупных инвесторов: от компании «Майкрософт» до фонда «Сколково». А вот сторонники свободного Интернета оставляли гневные записи на их страничках в соцсетях. Постепенно страсти улеглись, и теперь ребята работают не только на российском, но и на заребежных рынках.
Корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с Андреем о пиратах, хакерах и искусственном интеллекте.
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Россияне до сих пор предпочитают скачивать нелегальные фильмы и музыку?
– Вы защищаете авторские права. Однако в последнее время о русских программистах нередко говорят в негативном ключе. Пугают русскими хакерами. Где корни этих «страшилок»?
– Кибервойска и кибероружие есть у нескольких крупных держав. Это часть современного противостояния между странами. Но думаю, что история сильно приукрашена. Что касается уровня знаний и навыков русских спецов, то о них в мире отзываются очень хорошо. Есть мнение, что некоторые задачи могут решить только программисты из России. У разработчиков из Перми тоже высокая квалификация. Они востребованы, такие профессионалы не связаны рамками географии. У нас очень достойное техническое образование. И это очень важно, так как многое зависит от фундаментальной основы: преподавания физики, математики в школе и вузе.
– Вы иногда выступаете с научно-популярными лекциями. Можно ли сказать, что сейчас возникла мода на научные знания?
– Не берусь утверждать, что в Перми возникла мода, но всё же такой информацией интересуются всё больше людей. И это меня радует. Когда делишься тем, что знаешь об устройстве нашей Вселенной, люди становятся богаче, ведь обретение нового знания бесценно. Мне нравится следить за прогрессом в области космологии, квантовой физики и информационных технологий, читать о новых разработках и открытиях. Когда меня пригласили прочитать лекцию в ПГНИУ, я был очень рад. В этом году планирую продолжить эту работу, сейчас подбираю темы.
Железный блеф
– В прошлом году темой вашей лекции стала технологическая сингулярность. Что это такое?
– Гипотеза технологической сингулярности основана на идее об ускоряющемся прогрессе. С момента создания первых компьютеров появилась одна интересная закономерность: их вычислительная мощность удваивается каждые 12-18 месяцев. Компьютер, который сейчас стоит 1 тыс. долларов, в миллион раз быстрее, чем вычислительная машина, стоившая столько же в 90-х годах. Сегодня компьютеры в миллиард раз быстрее, чем их предшественники в 70-х. Если эта закономерность не изменится, в 2040-2050 гг. наступит момент, когда человек сможет зайти в магазин и купить ноутбук или смартфон, вычислительная мощность которого сравнима с его собственным мозгом. И в этом устройстве будет работать очень развитый искусственный интеллект. Уже сейчас нейросети решают много задач: водят автомобили, распознают раковые клетки, работают переводчиками. Недавно компьютер победил человека в Го. А эта игра гораздо сложнее шахмат. На днях другой компьютер и в покер выиграл одновременно у нескольких профессионалов. Невероятный результат, ведь в этой игре большую роль играют вероятность и способность блефовать и распознавать блеф.
– Восстание машин не за горами?
– Гипотеза технологической сингулярности предлагает позитивный взгляд на будущее. Она говорит о том, что мы сможем подключиться к компьютерам, чтобы получить часть их знаний и мощи. Искусственный интеллект в перспективе поможет нам решить много технических проблем. Мы сможем преодолеть расстояние до других планет, излечить болезни, избавиться от голода и бедности и так далее. Но в конечном итоге всё зависит от человека и от того, как он будет использовать технологии.
Один клик мыши
– Учёные говорят, что придумать идею и воплотить её гораздо проще, чем внедрить. Почему?
– Потому что придумать проще, чем продать. Хотя в сфере информационных технологий выводить продукты на рынок проще. Мы можем предложить свои услуги любому человеку на земле. Если он согласен, нам не надо ему ничего привозить или строить. Мы часто находимся на расстоянии «одного клика мыши» от клиента. Западные компании больше открыты для экспериментов. Даже если разработка сэкономит 2% от оборота компании, её с радостью купят. В России конкуренция слабая, поэтому предприятия спокойно продолжают работать, даже будучи насквозь неэффективными по мировым стандартам. Мышление у нас тоже разное. Западные специалисты спокойнее относятся к риску: они готовы пробовать новое. Наши компании рисковать не любят. Поэтому и внедрение идёт трудно.
– Говорят, что в России и мире не хватает специалистов в сфере высоких технологий. Так ли это?
– Год назад читал, что к 2020 г. в Европе возникнет дефицит разработчиков и программистов. Будет не хватать примерно 900 тыс. человек. Россия, конечно, не исключение. Так что наши программисты всегда найдут, где применить свои знания.
Смотрите также:
- Жизнь в формуле. Аспирант Юрий Шарапов о том, как живётся молодому учёному →
- Дополнительное образование: для себя или для «галочки»? →
- Дистанционное образование: плюсы и минусы →