Идем вперед или топчемся на месте? Почему уровень школьного обучения падает

Александра Бокова / АиФ-Тула

А те, кто уже давно прошел этот этап, сегодня задумываются: надо ли было тратить силы, время и деньги на подготовку к школе?

   
   

Испытания, как в вуз

Супруги Якушевы живут в Закамске, а работают в центре Перми. Поэтому своего первенца они решили отдать в школу поближе к работе. Но оказалось, что поступить в учебное заведение вдали от прописки – задача не из простых.

Первым делом в школу зачисляют детей, которые живут поблизости. А на оставшиеся места объявляют настоящий конкурс. Приоритет за теми, кто прошел подготовку в воскресной школе выбранного учебного заведения.

Но сам факт посещения «воскрески» – это не основание для зачисления в школу. Большинство учебных заведений проводят тестирование будущих первоклашек, очень похожее на вступительный экзамен. И только пережив строжайший отбор, родители первоклассника смогут облегченно вздохнуть – поступил!

Неразвивающие программы?

Но наступает долгожданный День знаний. И первоклассник нередко переживает первое разочарование.

«Мой сын Никита в начале года вообще не учился, – вспоминает Юлия Якушева, преодолевшая с ребенком все трудности подготовки и зачисления в престижную школу. – Он бегло читал, быстро считал в уме. А обучение началось, как всегда, с чтения по слогам и прочих азов. И вот результат – абсолютно пропало желание учиться».

Оказывается, родителям нужно заранее ознакомиться с программами обучения первоклассников, по которым работает данная школа, и выбрать ту, которая соответствует уровню подготовки ребенка. На сегодня действуют 7 программ традиционного обучения учеников начальной школы («Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний»), и две развивающие программы, не имеющие названий.

   
   

Многие родительские форумы пестрят возмущениями по поводу их содержания.

«Сбежали из одной школы в другую из-за программы «Гармония», разработчиков которой мне хотелось бы увидеть в прицеле винтовки, – пишет Елена К. – Конкретный пример: звуко-буквенный разбор слова подан таким образом, что к концу первой четверти 2-го класса мой ребенок спросил: «Мама, а как пишется яблоко – «йаблоко»? Ушли в другую школу. Одну четверть буквально  догоняли класс. Теперь ребенок наконец-то учится в школе с преподавателем, а не дома с мамой.

А вот полемика по поводу программы «Перспективная начальная школа». «Впервые увидев учебник первого класса по русскому, мы пришли в шок, – пишет Екатерина М.- Все сплошным текстом, непонятно, где заканчиваются и начинаются абзацы. Программа второго – не лучше. Правила написаны так, что понять, о чем в них говорится, не может не то что ребенок, но зачастую и взрослый!».

«А мне вот программа очень нравится, – пишет Анна Д., учительница, которая ведет уже второй набор первоклассников. – Просто родителям сложно перестроиться. Не забывайте: учится ребенок, а не вы».

Так что программа программой, но многое зависит от конкретного учителя. Но когда читаешь отзывы родителей на форумах, то хочется спросить: где они, современные педагоги – продвинутые, грамотные и любящие детей?

Фото: АиФ

Что имеем в итоге?

Тщательная подготовка первоклашек к учебному процессу, новые программы обучения, учебники, прошедшие многоуровневый отбор – таковы основные признаки современной школы. Почему же педагоги высших учебных заведений в один голос твердят, что уровень подготовки абитуриентов с каждым годом снижается?

Многие считают, что современную реформу образования погубило введение единого госэкзамена. Натаскивание учеников на формальное тестирование вместо развития навыков мышления в целом ведет к отуплению выпускников школ, – убеждены одни педагоги.

«У нас приняли образовательный стандарт, который позволит уже через 5 лет в старших классах не изучать ни физику, ни химию, ни биологию, ни литературу, ни историю как отдельные предметы, – утверждает Олег Смолин, депутат Госдумы. – Появился даже анекдот: «В 2021 г. ФСБ накрыло банду подростков, которые тайно от Министерства образования изучали физику, химию и даже, возможно, литературу». В этой шутке, увы, содержится и доля правды. Хорошо сдать ЕГЭ без репетиторства почти невозможно».

«Уровень обучения в школе становится ниже не потому, что ввели ЕГЭ, – убежден Игорь Макарихин, ректор Пермского госуниверситета. – Те негативные процессы, которые происходят в сфере образования, не могут не сказываться на качестве работы учителей. Низкая зарплата, старение кадров, некоторая непрестижность работы учителя ведет к тому, что педагоги работают на износ».

Хочется спросить: почему наше когда-то лучшее в мире образование потеряло свои наработки? Мы, вроде, идем вперед. А на деле – топчемся на месте.

Комментарии

Татьяна Залеляева, учитель начальной школы пермского лицея № 10, почетный работник образования:

«Многообразие учебно-методических комплексов для начальной школы имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это свобода выбора. Но с другой – это ставит учителя в тупик. Новые учебники и программы не всегда проходят испытание временем. Судите сами: только по предмету «Окружающий мир» сегодня предложено 9 разных учебников. Как из них выбирать? Министерство образования не всегда по-настоящему дорабатывает содержание учебников, тексты заданий зачастую непонятны учащимся и родителям. Ко всему прочему, цена комплекта рабочих тетрадей очень высока. Скажем, учебник ребенку купит школа, а издатели, стараясь не перегружать портфель ученика, выпускают много дополнительных пособий к нему. Все они одноразовые. Закупка рабочих тетрадей тяжким бременем ложится на родителей. Но больше всего проблем возникает у тех, кто переходит из одной школы в другую. Родителям приходится либо нанимать репетиторов, либо заниматься дома в авральном режиме. Чтобы избежать такой мешанины, не проще было бы прийти к одному учебнику? Ведь каждая школа может расширить и углубить программу за счет своих внутренних и внешних ресурсов».

Ксения Кобякова, мама будущего первоклассника:

«Мой сын в этом году пойдет на подготовительные курсы в школу. И это – необходимость, так как мы выбрали престижное учебное заведение. Родители говорят, что вступительные экзамены для дошколят сейчас на уровне университетских. Из четырех знакомых семей я знаю только одну, где мальчик сам, без подготовки, прошел по баллам. Если финансы не позволяют – надо будет дома сидеть и заниматься с ребенком самостоятельно. Это обязательно, потому что требования очень высокие и мало кто мог сдать проходные экзамены. Официально, конечно, школы не говорят, что посещение подготовительных курсов обязательно. Но если в воскресную школу ходить не будешь, то необходимо иметь либо прописку рядом с учебным заведением, либо папу-депутата или миллионера.

Мой сын с 4-летнего возраста ходил в развивающий центр. Это стоило 4600-4800 руб. в месяц. Я осталась довольна. В результате при записи на курсы ребенка похвалили, что он хорошо читает и пишет. Стоимость «воскрески» я пока не знаю, но моя приятельница в подобном учебном заведении платит за дочку 3500 руб. в месяц».

Марина Сорокина, директор пермского центра «Современное образование»:

«Родители, как правило, отдают ребенка в воскресную школу при гимназии, в которую он потом будет поступать. Это стандартный путь. Правильнее было бы найти специалиста, психолога или нейропсихолога, который бы осмотрел ребенка. Мы недооцениваем физиологию. А это может повлиять, к примеру, на скорость чтения. Ведь иногда дети не читают только потому, что определенный участок мозга, который должен запустить этот процесс, не созрел. Многое в развитии ребенка влияет на то, что он безграмотно пишет, путает и зеркалит буквы, съезжает со строчки, что он гиперактивен. Нередко ребенок все время вертится на стуле не потому, что его плохо воспитали, а потому, что поток крови в мозг поступает недостаточно быстро. И ему подсознательно хочется ускорить этот процесс. Мы эту причину не всегда видим и часто не догадываемся о ней. Эти проблемы нужно решать где-то с 5-6 до 10 лет».

Элеонора Падей, директор пермской гимназии № 17:

«Сегодня есть четкая установка Президента РФ на повышение заработной платы учителя. Департамент образования просчитывает конкретные суммы средней зарплаты для каждого учебного заведения. К примеру, в нашей гимназии я обязана обеспечить повышение средней зарплаты учителя до 32 166 руб. Но самое интересное, что цена рабочего часа не повышается, дополнительных средств на выплаты педагогам государство не выделяет. Как быть? Предполагается, что школа сама должна изыскать необходимые средства. На дополнительные выплаты педагогам могут быть направлены доходы от платных услуг. Но мы можем себе позволить только занятия в воскресной школе для дошколят. Ведь гимназия задыхается от нехватки площадей, часть гимназистов вынуждена учиться в школе № 21.

Финансовое положение учебных заведений осложнилось еще и тем, что по решению городских и краевых законодателей снижен норматив на содержание школьных зданий. Все, что принесли нам платные услуги, отдали на выплаты учительскому корпусу. А в период подготовки школы к новому учебному году сложилась очень непростая ситуация: денег на ремонт и на выполнение предписаний Роспотребнадзора (к примеру, по замене стульев в кабинете информатики и пр.) просто не осталось. Мы, конечно, понимаем, что страна в трудном положении, но образование – отрасль стратегическая. Вряд ли разумно на ней экономить».

Смотрите также: