Все родители мечтают видеть своего ребёнка успешным. Но что делать, если их чадо приносит из школы плохие оценки, не хочет или не может учиться? Как помочь ребёнку?
Сложность не в детях
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Почему вы стали врачом?
Ростислав Клоц: У моего друга детства отец был доктором. Это был вдохновляющий для нас пример, и мы с другом мечтали стать врачами. После окончания школы поехали с ним вместе поступать в Первый Ленинградский мединститут им. Павлова. Друг поступил, а я не прошёл по конкурсу. Через год я поступил на лечебный факультет Пермского медицинского института. Годы обучения вспоминаю с удовольствием. И преподавательский состав был очень сильным, и курс подобрался на редкость интересный.
– Когда начали специализироваться по детским болезням?
– В конце обучения у нас была организована интернатура по педиатрии. Меня заинтересовало это направление в медицине. Потом я прошёл специализацию по детской неврологии и стал работать в поликлинике. В 1980-1982 гг. в ординатуре Ленинградского педиатрического мединститута обучался специальности «неврология». А когда вернулся в Пермь, начал работать в Областной детской клинической больнице врачом-ординатором. С 1998 г. меня начали привлекать для консультаций в психолого-медико-педагогическую комиссию Перми. А потом я её возглавил.
– Она своевременно выявляет детей с особенностями физического или психического развития. Находит отклонения в их поведении. Проводит комплексное обследование детей, по результатам которого даёт рекомендации по организации их обучения и воспитания.
– Наверное, работать с детьми не так просто? Ведь они не могут рассказать, что с ними не так?
– Сложность не в этом. Любой невролог знает нормы формирования у детей определённых навыков. Например, в какое время ребёнок начинает садиться, вставать на ножки, гулить, произносить первые слова. Сложность в том, что на приёме рядом с детьми находятся их родители, бабушки и дедушки. Их представление о здоровье ребёнка не всегда соответствует его реальному состоянию. В некоторых случаях приходится объяснять родителям, что он всё-таки нуждается в педагогическом и медицинском сопровождении. От этого зависит его будущее.
Все вместе
– Диагноз невролога или психиатра, наверное, пугает родителей?
– Иногда это так. Мы объясняем родителям, что наше заключение носит для них рекомендательный характер. А если они предоставляют его в образовательную организацию, то рекомендации становятся обязательными. Сведения имеют конфиденциальный характер. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут иметь интеллектуальную недостаточность, нарушение слуха, зрения, речи, движения, расстройство аутистического спектра. Но их объединяет то, что они не могут обучаться без создания специальных условий. В состав нашей комиссии входят разные специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, невролог, психиатр. Иногда привлекаем и других специалистов. Если ребёнку определили адаптированную программу, то её готовят в образовательной организации. Стандарты таких программ разработало Министерство образования.
– За последние десятилетия отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в нашем обществе очень сильно изменилось. К ним стали относиться более терпимо. И это правильно. Школы, где есть классы для детей с ОВЗ, сейчас существуют в каждом районе. Обучаясь рядом с обычными ребятами, они легче адаптируются к жизни. В последнее время изменилось и законодательство в этом плане. Помню, лет двадцать назад детей с интеллектуальной недостаточностью, с различными генетическими заболеваниями не допускали к занятиям в детском саду. Считали, что они не могут развиваться. Сейчас таких ограничений не существует. Появились тьюторы, которые помогают в обучении, и ассистенты (если у ребёнка есть физические проблемы). Но на деле не всё так однозначно. Не все школы имеют достаточную материальную базу для обучения ребёнка с ОВЗ. Не везде удаётся создать психологическую атмосферу, которая бы позволила обучаться такому ребёнку рядом с обычными детьми. Да и родители не всегда согласны с этим. Но в целом ситуация значительно изменилась в лучшую сторону.
К жизни готов
– Сейчас многие молодые родители не ставят детей на учёт в поликлинику, не хотят делать им прививки. Чем это грозит?
– На заседании психолого-медико-педагогической комиссии перед нами за год проходят около пяти тысяч детей. И я не могу сказать, что родителей, не желающих наблюдаться в поликлинике, так уж много. Но противники прививок действительно есть. По закону – это их право. Прививки в нашей стране – дело добровольное. Когда я обучался в ординатуре в Ленинграде, то видел там подростков с последствиями полиомиелита. У детей, не привитых от него, возникают параличи конечностей. Практически движения восстановить не удаётся. Прививки уберегают детей от опасных болезней и их последствий. Сейчас существует прививочный календарь, включающий прививки против различных инфекций. И я всегда пытаюсь убедить родителей прививать своих детей.
– С какого времени родителям нужно показывать ребёнка специалистам?
– Практически с рождения. В первый месяц жизни ребёнка наблюдает неонатолог. Это специалист по развитию новорожденного. Он наблюдает за малышом, когда тот адаптируется к новым условиям жизни. Потом его наблюдает педиатр. Со временем ребёнка осматривают все специалисты: проверяют слух, зрение, проводят в раннем возрасте УЗИ внутренних органов и головного мозга.
– Чем раньше ребёнку поставили диагноз, тем успешнее будет его лечение. Существует ли такая закономерность?
– Конечно, очень важно вовремя выявить нарушения в физическом и психическом развитии ребёнка и оказывать ему помощь. Но я бы не торопился быть категоричным в постановке диагноза на раннем этапе развития. Организм ребёнка очень пластичный, поэтому малыш с отставанием в развитии может потом догнать своих сверстников. Важно, чтобы родители понимали это и помогали ребёнку. Они должны осознавать, что нужно больше уделять внимания своим детям, играть с ними, разговаривать, читать книжки, а не проводить время в гаджетах. Конечно, родителям трудно осознавать, что с их ребёнком не всё в порядке. Но мир меняется, медицина не стоит на месте. Есть много возможностей для оказания помощи детям. Нередко родители из-за своих амбиций заставляют детей заниматься тем, к чему они не готовы. Они определяют их в престижную школу, записывают во множество кружков и секций. Хотя для ребёнка это может быть непосильной нагрузкой. Самое главное, чтобы у него было детство, чтобы он был счастлив. Важно не только образование маленького человека, но и его социализация. Папам и мамам необходимо подумать, чем их ребёнок сможет заниматься в будущем. Они должны готовить его к жизни, понимая, что они не вечны. Родительская любовь должна быть разумной.