«Брат в твои годы уже бегло читал!» «Сколько раз повторять одно и то же?» «Ты можешь хоть раз сосредоточиться?» Подобные упрёки градом сыплются на дислексиков и в школе, и дома.
Исключительно из добрых побуждений родители в пятый раз заставляют переписывать корявую строчку в прописи или в десятый раз перечитывать стихотворение. Но закон «повторенье – мать ученья» в случае с дислексиками работает в минус: ребёнок замыкается и теряет интерес к учёбе. Практикующий логопед, учитель начальных классов, учредитель и директор автономного некоммерческого общества «Город красивой речи» Гузаль Лыскова считает, что выход у мамы и папы один: перестать измерять свою родительскую успешность способностями ребёнка и стать ему помощником на пути освоения школьной программы.
Общий рюкзак
Марина Шнайдер, «АиФ-Прикамье»: Часто родители, заметив у ребёнка отсутствие усердия в освоении алфавита или внимания при чтении сказок, успокаивают себя: в школе всему и научат. Но вот ребёнок идёт в школу. «Не может, не хочет, не старается», – слышат от учителей родители. И это сводит с ума любого амбициозного взрослого. Как принять, что твой ребёнок дислексик?
Гузаль Лыскова: Во-первых, я стараюсь избегать термина «дислексия» и перехожу на «трудности в обучении». Во-вторых, паниковать и злиться на ребёнка или на себя – самый плохой вариант развития событий. Истинных дислексиков на самом деле не так много. Эта особенность развития, как правило, передаётся генетически. Родителям нужно вспомнить, кто из них или их близких испытывал трудности в освоении письма, чтении, работе памяти. Но бывает так, что в роду – сплошь отличники, а появился дислексик. Не паникуйте. Станьте ребёнку близким другом, к которому он будет обращаться с любой проблемой.
– Кстати, о проблемах. Что делать, если учитель некорректным замечанием превращает дислексика в объект насмешек для одноклассников?
– Нужно поговорить с самим педагогом. Если взаимопонимания не достигнуто и насмешки продолжаются, обратитесь к школьному психологу. Если ситуация не выправится – тогда нужно поговорить с завучем.
Время первых
– Советуете менять школу?
– Если атмосфера в школе негативно сказывается на эмоциональном и физическом состоянии ребёнка, то да. Ко мне, как к логопеду, обращаются родители, которые пять раз безуспешно меняли учебные заведения. Но проблемы дислексика в одиночку не решит ни логопед, ни психолог. Специалисты, учителя и родители только в союзе находят именно тот вариант обучения, который наиболее подходит конкретному ребёнку.
– А если учитель симпатизирует дислексику, но прогресса в учёбе нет? Как помочь ученику стать успешным?
– Нужно соблюдать несколько правил: вызывать к доске дислексика нужно первым. Иначе ребёнок не сможет ответить после других ребят, он просто замкнётся в своих комплексах и страхах. Нельзя исправлять ошибки и ставить оценки красной пастой. Не стоит ставить его в условия соревновательности, например, при всех проверять технику чтения, в которой он слаб. Самое главное, нужно помнить, что эти дети ежедневно сражаются в битвах, о которых большинство взрослых даже не догадываются.