Уж в школу невтерпёж. Как помочь ребёнку вернуться за парту?

Не стоит требовать от детей немедленных результатов с первого дня учёбы. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Пандемия изменила нашу жизнь. Коснулось это и школьников – дистанционное обучение далось нелегко не только детям, но и родителям.

   
   

Многие взрослые задаются вопросом: как после такого длительного перерыва, долгих каникул настроить своё чадо на привычную в нашем понимании учёбу? О том, как облегчить этот процесс ребёнку, наш разговор с семейным психологом Марией Шапошниковой.

Плавно и без паники

Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Нужно ли как-то особенно готовить ребёнка к школе с учётом периода дистанционного обучения и режима самоизоляции?

Мария Шапошникова: Сейчас не происходит чего-то особенного: каждый год дети после летних каникул возвращаются в школу. Чтобы настроить их на нужный лад, подойдут проверенные методы. Стоит вместе с ребёнком подготовить рабочее место – выбросить всё лишнее, привести в порядок стол, прибраться в ящиках, на полках. Составьте список – что из тетрадей и других школьных принадлежностей нужно купить. Затем вместе сходите по магазинам для покупки новой одежды и канцелярских принадлежностей. Если ребёнок хочет какую-то яркую тетрадь в оригинальной обложке, а в школе такие запрещены, пойдите на компромисс: купите её ребёнку для личного пользования – ведения заметок или дневниковых записей.

Важно подготовиться и к режиму – если ребёнок в каникулы спал до обеда (это нормально в этот период), то за неделю или за полторы стоит уже начинать вставать пораньше. Не надо резко поднимать детей в семь утра – делайте всё постепенно. Пусть каждый новый день ребёнок встаёт на полчаса раньше.

– Некоторые дети думают, что дистанционное обучение продолжится, поэтому не хотят с родителями покупать форму. Как поступать в таких случаях?

– До недавнего времени никто не знал, как будет организован процесс обучения. И сейчас что-то обещать стопроцентно сложно – много неизвестного. Мы все живём в состоянии неопределённости, и воспитание некой толерантности к этому состоянию – тоже задача родителей. Лучше не спорить, не вступать в конфликт, а сказать: «Возможно, будет и дистанционка, а может, и нет. Мы не знаем точно, поэтому давай будем готовы к обоим вариантам».

   
   

Дети адаптируются не сразу, и это нормально. Не стоит требовать от них немедленных результатов с первого дня учёбы. Не надо нагнетать обстановку, говоря ребёнку: «Ещё только 1 сентября, а ты уже ленишься!» Тогда у него точно не проснётся интерес к школе. Первые недели интересуйтесь, с кем виделся ребёнок, кто из его друзей как провёл лето. Такой подход работает и для создания настроя ребёнка на школу. Спросите, по кому он соскучился, с кем больше всего хочет увидеться, чем хочет поделиться со школьными друзьями, кого из одноклассников хотел бы привести в гости. Даже если он не хочет в школу, нужно сочувствовать и сопереживать с ним, объясняя: «Понимаю, что не хочется, но надо».

– Некоторым школьникам так понравилось дистанционное обучение, что они не против перехода на семейную форму обучения – когда не нужно ходить в школу каждый день. Стоит ли родителям это выбирать?

– Думаю, что такая форма обучения в ближайшем будущем станет распространённой и востребованной. Но я бы советовала переводить на такой вариант обучения учеников старших классов – тех, для кого очень дорого время, и кто уже определился с поступлением в вуз. Они точно знают, чего хотят, и им жаль тратить драгоценные часы на передвижение до школы и уроки, которые им не пригодятся для поступления. А на семейном обучении они могут уделять больше времени предметам, которые им понадобятся. К тому же дети старших классов уже более самостоятельные. Кстати, с дистанционным обучением лучше всего справились как раз они. Ребята среднего звена и младших классов с дистанционкой пока на «вы». В младшем возрасте очень важен педагог как личность – его внимание, оценка и поддержка. Поэтому семейное обучение лучше выбирать детям, которые умеют самоорганизоваться.

Соцсети – не зло

– В новом учебном году появятся новые условия обучения – не будет массовых мероприятий, за каждым классом закрепят кабинет, минимизируют общение в параллелях. Как это скажется на детях?

– Конечно, такие условия требуют большей выдержки. Однообразная атмосфера и отсутствие контактов (многие ребята дружат не с одноклассниками, а с ребятами из параллельных классов) могу угнетать детей. Школьникам потребуется терпение и стрессоустойчивость. В такой ситуации родители уже не могут помочь, всё будет зависеть от педагога. Детям постарше уже придётся самим решать эту проблему. Родителям нужно помнить: начиная с подросткового возраста для ребёнка главное не учёба, а общение со сверстниками. Поэтому не нужно препятствовать общению со сверстниками после школы, с другими людьми в каких-то других сообществах.

– То есть не стоит ругать, что дети с головой в соцсетях?

– Я вообще выступаю за соцсети и никогда не советую родителям ограничивать детей в их использовании. Модель общения меняется. Все мы общаемся через соцсети – и взрослые, и дети – и это нормально. Не стоит излишне контролировать поведение ребёнка в соцсетях и переживать по этому поводу.

Излишняя опека?

– В советские времена не особо задумывались о том, как ребёнка адаптировать к началу учебного года. Тогда дети были другими?

– Нет, это родители стали другие. Они склонны к детоцентризму – стремятся создать для детей лучшие условия, боятся психологических травм. Даже в самом вопросе «Как помочь ребёнку адаптироваться к школе?» звучит детоцентризм.

На самом деле проблема подготовки к учебному году несколько надуманна. Дети очень гибкие. Они быстрее нас адаптировались к дистанционному режиму, и также быстро привыкнут к прежней школьной жизни. То, что они не хотят возвращаться за парту, не делает их несчастными, ранимыми, неустойчивыми к стрессу. Они просто не хотят. Мы можем этому посочувствовать. Но надо идти в школу. И к этому «надо» дети очень спокойно привыкают. Этим они не отличаются от детей прошлых лет. Они повздыхают, поспорят, а потом начнут делать то, что нужно. Излишне их оберегать, помещать в какие-то тепличные условия нет нужды.

– Есть мнение, что вся эта ситуация с коронавирусом изменила наше общество – люди стали более сознательными... Так ли это?

– Пандемию и связанные с ней ограничения все воспринимают по-разному: одни относятся пренебрежительно, другие – с вниманием и тревожностью.

Естественно, что изменения есть – общество всегда реагирует на любой кризис или какое-то большое событие. Но насколько это всё изменит сознание и межличностные отношения, говорить пока сложно. Самоизоляция для всех была разной. Одним было хорошо, они отдохнули от суеты, насладились общением с близкими. А другие – столкнулись с жестоким обращением в семье, от которого им некуда было деться. Думаю, всё зависит от культуры каждого общества.

Досье
Мария Шапошникова Родилась 26 декабря 1973 г. в Чусовом. Там же закончила школу. В 1997 г. окончила ПГМУ по специальности «врач-педиатр». В 2000 г. окончила факультет психологии ПГГПУ. Опыт работы в практикующей психологии – более 17 лет. Мать троих детей.