Весёлые игры с друзьями в детском саду, интересные занятия в кружках, захватывающие спектакли и фильмы в кинотеатрах - здоровые ребята считают все эти занятия привычной частью своей жизни. Для детей-инвалидов даже посещение детсада – большая удача. И это только одна из проблем, с которыми сталкиваются они и их родители.
И денег не надо
Похоже, что в данном случае нашла коса на камень. Горячее желание мам и пап малышей дать своим детям возможность посещать детсады натолкнулось на страх сотрудников дошкольных учреждений.
«При этом возможности для обеспечения полноценной работы с особыми детьми у детсадов есть, – уверен Павел Миков. – В крае приняли новый норматив. В зависимости от того, как долго ребёнок находится в учреждении, детский сад получает из бюджета от 140 до 240 тыс. руб. год. На каждого. Это в два раза выше, чем на пребывание в группе обычного малыша. Такие суммы позволяют детсадам обеспечивать ребёнка-инвалида индивидуальным сопровождением, то есть нанимать тьюторов (от англ. tutor - личный куратор ученика). Поэтому должно быть даже выгодно, чтобы в группах были такие дети. Но, видимо, страх пока пересиливает всё».
Врач далеко
Трудности у детей-инвалидов и их родителей возникают также, когда малыш становится старше, приходит время отправлять его в школу. В регионе есть учреждения, где с готовностью принимают особых детей и создают им условия для обучения. Однако и тут существуют проблемы.
Например, пермскую школу № 114 оборудовали для удобства детей-инвалидов. Однако добраться до неё – целое дело. Павел Миков не раз обращался к городским властям и в краевое Министерство образования, чтобы для этой уникальной школы приобрели специальный автобус. Это важно, потому что деньги на оплату социального такси уже закончились и ребят приходится возить в школу за полную стоимость, что очень накладно.
«Ещё одна проблема – системная. Речь идёт о школьной медицине. Нормативы, которые есть на федеральном уровне, не позволяют значительно расширить штат медработников в детсадах и школах. На селе один медик приходится на 600 учеников. В городе – на 1200 ребят. Получается, что педиатр работает в двух-трёх учреждениях, – говорит детский омбудсмен. – Ситуация обострилась в прошлом году, когда этот вопрос подняли родители детей с диабетом первого типа. Пока выход нашли: обучать учителей навыкам медпомощи таким деткам. Сейчас младшие из них устанавливают инсулиновые помпы, а старшие ставят себе инъекции сами. Однако в подростковом возрасте начинается гормональная перестройка организма, и рассчитать дозу инсулина без врача очень трудно».
Кроме того, общеобразовательным учреждениям предстоит найти решение вопроса: как кормить этих особых детей. Половина муниципалитетов не исполняют норму, которая гласит, что нужно обеспечивать их двухразовым питанием. К решению этой проблемы подключились депутаты краевого Заксобрания, прокуроры на местах. Так что, возможно, к новому учебному году дети-инвалиды будут питаться, как положено по закону.
Смотрите также:
- Место для дошкольника. В какие детские сады водят пермских детей →
- Наравне со всеми. Почему особым детям не рады в школе? →
- Вам уже пора →