Время есть! Как за год подготовить ребенка к школе?

Чему стоит научить ребёнка за оставшийся год? © / pixabay.com

Подготовка к школе – процесс волнительный и ответственный. Надо не только «прокачать» умственные способности детей, но правильно настроить их морально: помочь преодолеть страх и тревогу.

   
   

«Сын идёт на будущий год в первый класс. Хотелось бы, чтобы он посещал школу с удовольствием, не отказывался выполнять домашнее задание, справлялся с нагрузкой. Как правильно подготовить малыша к школе и настроить на учебный лад?» - задаётся вопросом пермячка Светлана Васильева.

Аналогичные вопросы волнуют многих мам и пап.

Корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался со специалистами и узнал, как безболезненно и спокойно подготовить ребёнка к первому классу, если в запасе остаётся год.

Индивидуальный подход

Воспитатель высшей квалификационной категории с 25-летним стажем Марина Гарифуллина считает, что единого правила для развития всех детей нет: каждый малыш индивидуален.

«С одним ребёнком нужно больше читать, с другим говорить и слушать, с третьим вырабатывать усидчивость, а с четвёртым, наоборот, бегать и прыгать», – рассказывает она.

В одном воспитатель уверена точно: готовить детей к школе нужно обязательно, так как это очень поможет им в обучении и облегчит адаптационный период.

   
   

Подготовку к учебному процессу лучше проводить в игровой форме, потому как для шестилетнего ребёнка игра – главный вид деятельности. Необходимо заниматься с малышом лепкой, рисованием, изготовлением аппликаций – всё это поспособствует развитию мелкой моторики, которая так важна для первоклашки. Помимо этого не стоит забывать о тренировке внимания и памяти – можно читать небольшие рассказы, затем обсуждать их с ребёнком, пересказывать содержание, задавать вопросы. Важно не перегрузить своё чадо. Длительность занятия не должна превышать тридцати минут.

«Поскольку нервная система дошкольников в силу недостаточной физиологической зрелости отличается быстрой истощаемостью и имеет низкий предел работоспособности, в середине занятия лучше провести физкультминутку: разминку для глаз, рук, походить по комнате» – рекомендует Марина Гарифуллина.

Моделируйте учебный процесс

Ещё одним полезным видом активности может стать «Игра в школу». Педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Татьяна Калугина советует моделировать с детьми школьную среду.

«Пусть ребёнок побудет учителем «понарошку». Рассадит мягкие игрушки, даст им канцелярские принадлежности, начнёт учить читать. Пусть сам рассуждает о степени важности знаний. Поиграйте в «доброго учителя» и «непослушных учеников». Промоделируйте «злого учителя» и реакцию на его эмоции. Дайте оценку поведения участников в разных ситуациях». Проиграв таким образом разные модели поведения в школе, можно создать понятную среду для дошкольника», – уверена педагог-психолог.

Лучше узнать школьную жизнь также помогут занятия в воскресной школе. Так ребёнок будет постепенно втягиваться в учебный процесс, у него начнётся социализация в классном коллективе, будет постепенно выработается привычка к выполнению заданий учителя. Ещё один плюс в воскресной школе в том, что там проводится диагностика актуального развития ребёнка. То есть родители (возможно впервые) узнают о реальных успехах или проблемах малыша. Благодаря этому появится возможность скорректировать подготовительный процесс и уделить внимание тому, что у дошкольника ещё не совсем получается.

Обычно в воскресной школе уже задают домашние задания. Поэтому у первоклассников, которые ходили в «воскрески» не возникнет стресса: он уже готовы к нагрузке и дома.

По мнению Татьяны Калугиной, любовь к выполнению домашних заданий вытекает из любви к первому учителю, желания получить похвалу и своё признание.

«Поэтому необходимо формировать в ребёнке положительное восприятие учебного процесса и первого учителя», – объясняет специалист.

Акцент – на позитив

С тем, что с ребёнком нужно говорить о школе, согласна и школьный педагог-психолог Светлана Трапезникова.

«Школа практически у каждого человека связана с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребёнок не хочет идти туда, поскольку панически боится. Причина такого отношения к школе – результат ошибок в воспитании, – уверена Светлана Трапезникова. – Родителям следует взять на заметку, что на моральной готовности ребёнка пойти в первый класс могут негативно сказаться фразы «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д. Лучше акцентировать внимание будущего первоклассника на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Не лишним станут и чтение художественной литературы о школьной жизни, просмотры мультфильмов и кино».

Педагоги-психологи уверены, что необходимо формировать в ребёнке веру в свои собственные силы и возможности – чаще хвалить его за успехи или небольшие достижения.

Формируйте приоритеты

Важно также учить ребёнка быть самостоятельным: давать значимые для семьи поручения и контролировать их выполнение, прививать навыки личной гигиены и самообслуживания, приучать к выполнению режима дня. Всё это будет способствовать тому, что ваше чадо будет чувствовать себя более уверенно и комфортно в школьной среде.

Мама будущего второклассника Ольга Панькова по собственном опыту знает, как ребёнку может помочь своевременная подготовка. По её словам, она ещё задолго до 1 сентября начала постепенно приучать сына к режиму дня.

«Будет не лишним составить совместно с малышом распорядок дня и контролировать его выполнение. Так, к началу занятий у ребёнка сформируется ответственность к выполнению поставленных задач и не возникнет трудностей с ранним подъёмом в школу», – уверена пермячка, сын которой быстро адаптировался в школе.

Ольга также подтверждает, что им помогли подготовительные занятия. По мнению пермячки, они окунули её сына в грядущую школьную атмосферу. Не забывайте: после занятий необходимо интересоваться мнением ребёнка о произошедшем на уроках. Попросите его рассказать, что нового он узнал. Пересказывая материал, малыш закрепит свои знания. Педагоги-психологи уверены: нельзя заставлять заниматься дошкольника через силу. Если ребёнок устал, лучше устроить перерыв.

Мнения специалистов и заинтересованных лиц сходятся: для комфортного пребывания в школе ребёнка нужно готовить. Но при этом важно не переусердствовать и не перегрузить дошкольника, ведь он ещё мал, не стоит возлагать на него чрезмерные надежды. Главное для родителей – постараться сделать будущего первоклассника счастливым и уверенным в своих силах, ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся и быстрее приспосабливаются к новым условиям.