Примерное время чтения: 11 минут
2479

Со слезами в первый класс. Почему современные дети не хотят учиться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Прикамье 23/08/2016
Если родители любят читать, малыши будут на них равняться.
Если родители любят читать, малыши будут на них равняться. / Станислав Ломакин / АиФ

Им гораздо интереснее возиться с планшетами, ноутбуками, телефонами, чем ходить в школу.

Реальность или виртуальность?

«Вообще 6-7-летние дети уже психологически готовы сменить игру на учёбу, вырасти из дошкольника в школьника, – утверждает Юлия Захарова, директор центра развития детей «Три кита», педагог-психолог. – Если ребёнок не хочет идти в школу, то это, скорее, исключение из правил. Чаще всего это результат негативных отзывов и образов родителей или старших братьев, сестёр, которые говорят: «Вот пойдёшь в школу – там тебе достанется!» Дошкольник ещё очень зависим от родителей, смотрит на мир их глазами. Поэтому поддержка родителей и положительный настрой – залог успеха. А гаджеты – это неотъемлемая составляющая современной жизни, и воспитание разумного и рационального отношения к ним – это тоже задача родителей. Покажите своему ребёнку, что реальность интереснее виртуальности, что с вами интереснее, и он выберет общение, а не планшет».

Юлия Захарова констатирует, что дети, которые посещали детский сад, имеют гораздо больший опыт общения со сверстниками по сравнению с домашними. Однако и в семье можно создать условия, при которых ребёнок будет взрослеть и учиться решать конфликты. Важно будущему первокласснику привить умение собирать портфель, отвечать за свои вещи, быть аккуратным.

«Родители будущих первоклассников! Научите своих детей учиться,  –  советует Захарова (кстати, мама троих детей).  – Верьте в них и позволяйте проявлять самостоятельность. Хвалите за старание и не сравнивайте с другими. Ваши положительные эмоции дадут ребёнку уверенность, что и у него школьная жизнь будет яркой и незабываемой».

Фото: АиФ

Чудесная таблетка

Многие специалисты главными с точки зрения развития как мозга, так и личностного опыта для детей до 5-6 лет называют двигательные навыки, развитие речи и эмоциональной сферы. Это существенно влияет на самоорганизацию и самоконтроль. А это в школе гораздо важнее, чем чтение и счёт. Ребёнок, который способен сам организовать свою деятельность – в дошкольном возрасте это прежде всего игра, – сохраняет в себе потенциал любознательности и интереса к чему-то новому. Именно это и позволяет успешно осваивать любые другие вещи – те же чтение и счёт.

«Мамы и папы не до конца понимают, что если ребёнок мало двигается, значит, медленнее формируются его речевые функции, – констатирует Вера Пупырева, психолог, зам. руководителя пермской «Школы рыцарей и принцесс». – Известно же, что двигательный и речевой центры в человеческом мозге взаимосвязаны. Движение – это фактор проявления различных эмоций. Но мы, родители, скорее хотим отдать своё чадо в какой-нибудь развивающий центр, чтоб его там быстрее начали готовить к школе. При этом у нас нет понимания, что ребёнок, который, например, хорошо танцует или занимается спортом, имеет гораздо больше возможностей для нормального развития и для той же подготовки к школе, чем его сверстник, который каждый день сидит за столом и занимается».

Почему-то родители во многих ситуациях ведут себя так, будто дети – это их  собственность. И им виднее, как их развивать, а уж тем более готовить к школе. На самом деле у детей свои интересы и потребно­сти. И задача любящего родите­ля – помочь ребёнку реализовать индивидуальный потенциал.

«Что же касается гаджетов, то они  во многих ситуациях стали инструментом манипуляций родителей в отношениях с детьми, – утверждает Вера Пупырева.  – Планшет или смартфон стали вроде «чудесной таблетки», которая даёт родителям ощущение, что ребёнок при деле. На самом деле это иллюзия: для развития ребёнка важнее живое общение».

Капризничали и раньше

«Конечно, некоторые дети не хотят учиться, – говорит Надежда Кайгородова, учитель начальных классов пермской школы № 114. – Но почти все родители заинтересованы, чтобы их чадо хорошо занималось и обрело в будущем достойную профессию. Большинство из них приводят детей в воскресную школу, чтобы они адаптировались, подготовились к первому классу. Порой мамы и папы хотели бы сами помочь ребёнку, но не знают как, боятся навредить. Родители также говорят, что дети не любят читать. Но мне в ответ хочется спросить: «Читаете ли вы сами?» Дети ведь берут пример с родителей. Если любят читать мама и папа, то и ребёнок будет. К школе его желательно научить читать – тогда он будет более уверенным в себе. А писать научат в школе».

Педагог считает, что нынешние дети более любознательные, хотя и более практичные. Они многое умеют, с техникой на «ты». Ещё бы читали побольше, чтобы обогатить словарный запас и развить речь. Хотя нель­зя причёсывать всех под одну гребёнку. Ведь и в прежние  времена, когда не было гаджетов, не все дети с желанием шли в школу. И плакали, и капризничали тоже. Но со всем этим можно справиться. Нужно только любить, верить и под­держивать своего первоклассника.

Комментарии

Елена Аверьянова, воспитатель детского сада №161:

«Я спрашивала своих ребят, хотят ли они идти в первый класс. Хотят все или почти все.

А что касается планшетов, ноутбуков и мобильников, то они должны быть инструментами в достижении знаний для чего-то. Ничто не может заменить общения со сверстниками, с близкими. Если отгородиться от детей этими же гаджетами, то ребёнок, боюсь, так и останется в виртуальном мире, зависимый от планшетов, недолюбленный родителями и непринятый своими сверстниками. И школа для него тоже будет тоскливым времяпрепровождением».

Людмила Ёлтышева, многодетная мама:

«Я пошла в первый класс в 80-е гг. Тогда в школу мы шли учиться: не умели ни читать, ни писать. И это было нормой. Сейчас дети обязаны, придя в школу, соответствовать определённому уровню знаний. И если ребёнок в эти рамки не вписывается, то никто не будет заниматься с ним. Мой старший сын, в 2005 г. придя в первый класс, тоже не умел читать и не знал алфавит, но мы плавно влились в график обучения. А вот у среднего ребёнка адаптация прошла болезненно. Мы не ходили в садик, поэтому пришли в школу с нулевым уровнем подготовки. В школе нас только спрашивали. В век интернет-технологий нашим детям не интересно сидеть за партой и учиться. Они стали менее усидчивыми. Им нужно получить всё здесь и сейчас. Ведь так просто найти всю нужную информацию, нажав на клавишу компьютера. Считаю, что нужно пересматривать систему образования в целом. И  делать это должны родители и учителя совместно».

Надежда Керова, психолог:

«Есть разные причины, по которым ребёнок не хочет учиться. Важно исключить проблемы, связанные со здоровьем. Отделы мозга созревают с разной скоростью. Произвольное внимание, воля, усидчивость обычно достаточно сформированы к 7-8 годам, но темп развития конкретного ребёнка может отличаться от большин­ства. К сожалению, это приводит к сложностям в учёбе.

Если в классе напряжённая атмосфера, то ребёнку бывает сложно включиться в коллектив, успеть за общим темпом. Напряжение копится и может привести к нежеланию учиться вообще. Если его с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то к 1 классу он может прийти уже уставший. Значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересом ребёнка, учитывать его, а не торопиться загрузить малыша информацией. Если до школы он уже многое знает, то ему будет скучно. А от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно не сформировалась».

Юрий Мишарин, отец тре­тье­классницы:

«Отношения между родителями и детьми, которые не хотят учиться,  напоминают мне проблему в отношениях командиров с рядовым составом. Будучи замполитом роты в стройбате, обратил внимание, что некоторые офицеры по разным причинам отстранялись от работы с личным составом, перепоручая решение проблем в коллективе старослужащим. А те, не имея должных полномочий, прибегали к силе. В результате выходила дедовщина. Так что и родителям, и педагогам нужно более внимательно относиться к малышам. Что касается засилья гаджетов – важно решать проблему с содержанием программного обеспечения, чтобы результат проявлялся в образовательном, познавательном смыслах. К примеру, на Sony Playstation (игровая приставка) практически нет развивающих игр для детей в возрасте до 8 лет, тем более с отечественной тематикой. А вообще, чрезмерное увлечение гаджетами нужно рассматривать, как и любые другие «мании» и «измы» – наркоманию, алкоголизм. То есть во всех увлечениях нужна мера. Многие мультфильмы очень даже полезны в воспитательном смысле, но сутками смотреть их по телевизору, согласитесь, вредно. Одним словом, прогресс не стоит на месте, поэтому, как говорил известный сатирик, «щительнее нужно, ребята, щительнее!..» Считаю, что интерес к учёбе необходимо формировать так же тщательно, как и в современном маркетинге. Правда, не столь назойливо».

Олег Лейбович, зав. кафедрой культурологии ПНИПУ:

«В былые времена поход в 1-й класс был событием для ребёнка. Он переставал быть малышом и входил в мир больших мальчиков и девочек. Форма, ранец, учебники, даже отметки были атрибутами другой, интересной, жизни.

Сейчас всё не так. Воскресные школы многие иллюзии поубивали. Тайна закончилась. Первокласснику уже многое известно, бескорыстный интерес к учению у многих угас. Ребёнок знает, что учиться надо для рейтингов.

Дети к 7 годам хорошо освоили YouTube, а также различные игры. Я не знаю, рассеивает ли умение обращаться с гаджетами внимание или нет, но образы «правильных» взрослых мужчин и женщин они из этих источников непременно получают. Учительницы начальных классов на них, как правило, мало походят. Чему же удивляться, если детки мало ценят своих педагогов».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах