Летопись пермской электросвязи отсчитывает третье столетие

   
   

Телеграф появился в Прикамье в начале 60-х годов XIX века. А в 1881 году, то есть спустя всего пять лет после изобретения телефона, он вошёл в обиход и у нас – первоначально на Мотовилихинских пушечных заводах, в рудниках и копях. Уже в 1892 году в резиденции пермского губернатора открывается телефонная станция на 50 номеров. Абоненты – сам губернатор, госучреждения и их руководители, полиция, местные промышленные и коммерческие «тузы». В 1911 устанавливается междугородняя телефонная связь: между Пермью и Кунгуром, далее – с некоторыми другими городами губернии.

Для приватных клиентов

История донесла до нас имена местных миссионеров коммуникационного прогресса, - вплоть до провизоров. Да-да, не удивляйтесь; весной 1900 года страницы «Пермских губернских ведомостей украсила броская реклама: «В аптекарском магазине В.К.Михайловой, что на Сибирской, получены телефоны фабрики Эриксон, а также звонки электрические, нумераторы, кнопки».

К 1917 году пермская телефония охватывала до 1000 абонентов, в большинстве своём частных. В почтово-телеграфной конторе губернского центра и на станции Пермь-2 установили кабины с «аппаратами общаго пользованiя для приватныхъ клиентовъ» или, говоря современным языком, таксофоны.

Удобство новых средств связи пермяки оценили сразу, но, как свидетельствуют источники, нарекания они тоже вызывали. Пришло, к примеру, раз в голову какому-то обормоту анонимно отбить одному уехавшему по делам в Кунгур пермскому коммерсанту телеграмму: «С Вашей женою удар тчк Дети обезумели тчк Приезжайте тчк». Убитый горем адресат мчится домой. Представьте гамму его чувств, когда он застал семейство в полном здравии. Конечно, заявил, куда следует. Так ведь ищи-свищи...

Местный моралист-бытописатель, отмечая «совершенную негарантированность общества от гнусных злонамеренных анонимных телеграмм», требовал изменения порядка отправлений. Мол «слишком многими бедами грозит злоупотребление правом анонимно и без адреса подателя телеграфировать, чтоб можно было равнодушно взирать на дьявольское изобретение».

«Телефонный терроризм» тогда отсутствовал. Собеседников по заказу соединяла «барышня» со станции. «Напряжёнка», однако, возникла и здесь. Вот что писали в 1896 году «Пермские губернские ведомости»: «Битый час можете звонить и не дозвониться, затем вас то и дело разъединяют... и дают совсем другое место. Наконец, когда абонент начинает волноваться и заявляет вновь, что станция разъединяет, путает, в разговор ввязывается телефонист со своими объяснениями».

Будка на улице

Престиж профессии связистов был очень высок. Вы только представьте, идёт по улице телеграфист: мундирчик, фуражка с молниями на кокарде, тросточка, усики завиты … Ну не душка ли?! Девицы были без ума …

С революциями, гражданская войной, последующими кардинальными политическими и хозяйственно-экономическими преобразованиями значимость связи возросла многократно. Перестаёт быть диковинкой изобретение знаменитого земляка Попова – беспроволочный телеграф. 80 лет назад междугородный телефон связал Пермь со Свердловском, затем – с Москвой. В 1935 году пустили автоматическую телефонную станцию. Появились таксофон с монетоприемниками – на вокзалах, в театре оперы и балета, гостиницах, центральном гастрономе, кинотеатрах, а затем и уличных будках.

Смотрите также: