Почему не удалась транспортная реформа в Перми

   
   

2008, 2009 и 2010 годы муниципалитет Перми трудился над претворением в жизнь транспортной реформы. Три года общественность вела дневник реформы: наблюдала, измеряла, фиксировала. Наконец пришло время подвести итог. Потрачено из городской казны 2 240 061, 313 рубля (без учёта зарплаты чиновников, занятых реформой). Поддаются ли измерению прочие параметры реформы?

Наблюдатели

Гражданский контроль проводился силами волонтёров и сотрудников Пермской гражданской палаты. Исследовалась результативность четырёх наиболее разрекламированных мероприятий. Разработчик критерии оценки не задал, поэтому  для каждого мероприятия система критериев эффективности и способ измерения изобретались наблюдателями. Промежуточные результаты своевременно передавались в администрацию города Перми.

Спасибо за троллейбус

Введение GPRS-навигации в автобусах началось в 2008 году. Навигатор должен был обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Для потребителя показателем качества услуги служит строгое соблюдение интервалов движения. Наблюдатели оценивали этот критерий по пятибалльной системе. Например, если заявленный интервал соблюдался, маршрут получал оценку 5. Если вместо заявленных 10 минут ждать приходилось 11-15 минут, оценка снижалась на 1 балл. Превышение интервала движения в два раза - это твёрдая «тройка».

В среднем в марте 2008 года подконтрольные автобусные маршруты получили 3,8 балла за ритмичность, трамвайные - 2,6. Четырежды гражданский контроль обходил дозором пермские остановки. Итоговый замер проводился в ноябре 2010 года. Автобусы опять получили оценку 3,8. Там ничего не изменилось за годы реформы, навигатор не помог. Трамвай, снабжённый  GPRS «подтянулся» до показателя 3,2. Ритмичность троллейбуса за три года выросла с показателя 4,3 до твёрдой «пятёрки». Неужели без навигатора электротранспорт ходил налево? Уместнее предположить, что трамвайно-троллейбусный эффект достигнут за счёт иных решений,  GPRS-игрушки сказались на качестве не значительно.

Табель для табло

Установка электронных табло на остановочных пунктах значительно повысила комфортность ожидания автобусов. Они, как было установлено, не отличаются ритмичностью движения. Но - ненадолго. Как заметили  гражданские контролёры, летом 2010 года из девяти дорогостоящих табло работало только четыре. В ноябре - пять. Одно табло было демонтировано  во время дорожных работ на улице Героев Хасана. Видимо, те, кто принимал решение его установить, в 2009 году не знали, что в 2010 на улице будет проводиться масштабная реконструкция. Пять из девяти - это три с плюсом, или половина денег на ветер.

Позвони мне, не звони 

Содержание телефонной линии, по которой можно пожаловаться на конкретную компанию, осуществляющую перевозку пассажиров в рамках муниципального заказа в городе Перми, влетает нам с вами в копеечку. Предполагается, что гражданин, сообщивший о недостатках и оставивший свои контактные данные, в течение месяца получит сатисфакцию - то есть узнает, что меры приняты. Дело того стоит. Гражданский контроль произвёл «контрольную закупку» муниципальной услуги -  пять раз  обратился на «горячую линию» с сообщениями о конкретных нарушениях на конкретных маршрутах. Реакции не последовало. Установлено: телефонная линия даёт краткосрочный психотерапевтический эффект, сменяющийся глубоким разочарованием.

Сплошная слева      

Выделив трамвайные пути сплошной белой линией, пермские власти получили краткосрочный убедительный эффект. Каждый водитель знает: сплошную слева пересекать нельзя ни в коем случае. Но если рядом нет ГИБДД, то - можно.

Гражданский контроль проводился на улице Борчанинова (возле Универсама),  на ул. Карпинского (ост. «Левченко»), и на ул. Ленина (возле ЦУМа). Контролёры работали утром с 8.30 до 9.00 и вечером с 18.00 до 18.30.

В сумме получился один час наблюдения. За это время автомобилисты пересекали «сплошную» и даже двигались по трамвайным путям 237 раз. Все 237 нарушителей остались безнаказанными. При этом они помешали движению трамвая всего лишь 9 раз.

Выводы об эффективности сплошных линий делайте сами. На белила для линии ушло чуть более 200 тысяч рублей.

И ещё один миллион

Пятое мероприятие «реформы» вообще не подаётся контролю. Разрекламированная система конкурсного распределения автобусных маршрутов так и не заработала. По оценкам Гражданской палаты, разработка методики и несколько неудавшихся конкурсов стоили нам с вами миллиона рублей.

 

Смотрите также: