Недавно в администрации Перми подготовили проект новой маршрутной сети городского транспорта. Она должна улучшить качество перевозок пассажиров.
Главные положения новой ЕМС озвучили на заседании профильной рабочей группы Пермской городской думы Перми. А на прошлой неделе Илья Денисов, начальник департамента дорог и транспорта, представил проект главе администрации Перми и депутатам Пермской городской думы. Непринятый документ уже наделал много шума. Негативные отзывы слышны от депутатов, перевозчиков и жителей. Кстати, мнения последних насчет предстоящих изменений пока не спросили.
В чем соль?
Итак, изменения предстоят следующие: количество автобусных маршрутов сократят с 74 до 65, троллейбусных – с девяти до шести, а трамвайных – с десяти до девяти. Приоритет, как видно из этой схемы, решили отдать электротранспорту.
Так, ул. Мира планируют полностью отдать трамваям. Автобусы же пустят по шоссе Космонавтов. В мкр. Нагорный они будут попадать через ул. Чкалова и Леонова. Ул. Уральскую тоже планируют сделать «трамвайной», а автобусы пустить по параллельной ей ул. Лебедева. Парламентарии хотят упорядочить движение автобусов и через Центральный рынок.
При этом некоторые маршруты электротранспорта уберут вовсе. К примеру, пермяки лишатся троллейбуса № 2 (Ипподром – пл. Дружбы) и трамвая № 2 (Осенцы – Стахановское кольцо).
Самая большая реорганизация коснется автобусных маршрутов. Девять из них закроют – к примеру, маршруты № 2, 11, 29, 30, 31, 45 и т. д. Зато создадут новые: № 46 (Драмтеатр – Северное кладбище), № 69 (ДДК им. Кирова – Северное кладбище), № 79 (мкр. Архиерейка – Комсомольский пр.).
Еще часть автобусных направлений изменят. Например, автобус № 20 будет ходить от драмтеатра до Нового Крыма, а не от ул. Пушкина до ул. Панфилова. А № 3 будет курсировать от Перми I до Бахаревки, а не до Нагорного, как сейчас.
В этой организации движения уже кроется неразбериха. Во-первых, возникает вопрос: справятся ли ш. Космонавтов, ул. Чкалова и Леонова с дополнительными автобусными маршрутами? Город и так стоит в пробках в часы пик. Во-вторых, смущает и тот факт, что приоритет в движении отдают трамваям и троллейбусам, хотя МУП «Пермгорэлектротранс» находится на грани банкротства.
Дубль два
Оправдывают такие изменения власти тем, что некоторые маршруты сейчас дублируются. Однако Михаил Якимов, научный руководитель Центра дорожной информации, директор Института транспорта, считает, что дублирование недооценивают.
- Оно позволяет разгрузить транспорт, не создавать в салоне давку, а главное – координирует пассажиропоток, – говорит эксперт. – В Перми нельзя сделать много мультимодальных остановочных комплексов, где люди пересаживаются с одного транспорта на другой. Поэтому у нас система устроена так, что на одной из трех остановок следования маршрута пассажир может пересесть на другой маршрут или вид транспорта.
По мнению Михаила Якимова, проблем с организацией движения в Перми нет. А значит, нет смысла ее менять.
- Зачем изобретать такое серьезное оружие, как ЕМС? – задается вопросом специалист. – Нужно совершенствовать систему конкурса перевозчиков, увеличивать плату за проезд. А если и создавать ЕМС, то приоритет надо отдавать жителям. Сначала надо провести изучение пассажиропотока, узнать мнение пермяков, ТОСов, общественных организаций, компетентных экспертов.
А воз и ныне там
По словам чиновников, кардинального реформирования существующего движения не будет. Как сообщает департамент дорог и транспорта, при разработке новой ЕМС учитывали и данные пассажиропотока, который исследуют 2 раза в год. Проанализировали также обращения жителей, поступавшие в адрес горадминистрации до разработки проекта и после. Внимание уделили отдаленным районам – количество транспорта, курсирующего в микрорайонах Левшино, Кислотные дачи, Архиерейка, Гайва, вырастет.
Однако перевозчики и общественность негативно высказываются по поводу оптимизации маршрутной сети.
- Я считаю, что проект принимают очень спешно, – говорит Михаил Ухватов, генеральный директор НП «Единый союз перевозчиков». – Нам, перевозчикам, непонятно, зачем нужны такие перемены. Если это делают для снижения нагрузки на бюджет, то этого не произойдет. Ведь увеличится продолжительность маршрута, время автобуса в пути, а значит, налицо расходы бюджета. Более того, снизится эксплуатационная скорость – пассажиры будут долго ехать и ждать транспорт.
- Мне кажется преждевременным отказ от параллельного движения большого количества маршрутов на некоторых улицах, – считает Денис Галицкий, правозащитник. – Ведь эти участки – удобные пересадочные узлы. Вредным мне кажется и заявленный приоритет электротранспорта. Это попытка снизить его убытки, лишив возможности пассажиров пользоваться автобусами. Так уже делали: автобусы № 14 и № 68 перенесли с ул. Ленина на ул. Луначарского и ул. Екатерининскую. В этом есть свои плюсы: общественный транспорт покрыл большее число улиц. Но не стоит делать это ради спасения электротранспорта. В прошлый раз это не помогло, и в этот раз пользы не будет. А пассажирам создадут неудобства.