«В чём нуждаются пермяки, и что для их нужд могут сделать будущие городские депутаты» - под таким девизом прошел в Перми мозговой штурм. Его итоги будут сформулиованы в виде городской повестки дня, которую общественные деятели планируют представить вновь избранным депутатам и, соотвественно, главе города Перми.
За штурвалом креативного корабля - Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев, напротив - директор центра ГРАНИ Светлана Маковецкая, по периметру - активисты гражанского общества, среди которых председатель ТОС "Городские горки" Михаил Касимов, директор Центра социальных инициатив Андрей Жуков, директор Пермского регионального правозащитного центра Сергей Исаев, председатель пермского Молоджежного мемориала Роберт Латыпов, доктор политических наук Олег Подвинцев, члены Общественной палаты Пермского края Константин Сулимов, Сергей Минаев, Игорь Кирьянов и другие, всего семнадцать человек.Игорь Аверкиев предлагает мыслителям ни в чем себя не ограничивать: кидать любые, даже самые нелепые и безумные мысли, спорить, разве что не закидывать друг друга помидорами. До крайностей не дошло, но слово "бред" звучало часто.
Первой высказалась Светлана Маковецкая, заявив, что ее лично волнует проблема глубокой запущенности Перми в сравнении с другими городами-миллионниками. С Маковецкой многие соглашаются: неприглядность города проявляется во всем: в стихийных свалках по берегам рек и в городских лесах, в снежных заносах на дорогах, в хляби и слякоти, в нагромождении машин во дворах и по обочинам улиц. Картину дорисовывает безобразие современной архитектуры, поглощающей как Циклоп миниатюрные старинные особнячки. Еще немного, и мы потеряем не только памятники 18-19 веков (центр плюс площадь Восстания и 1905 года), но и советский классицизм (район старого Компроса, старая Гайва). История Перми оказалась на свалке вместе с пластиковыми бутылками, которые местные муниципальные службы все никак не научатся утилизиовать. Регулярно городские власти заказывают ученым-экологам с весьма известными фамилиями разработку концепций по уборке и утилизации мусора. Деньги осваиваются, проекты благополучно оседают в долгих бюрократических ящиках.
Наконец, главное достояние Перми - река Кама, она и вовсе оказалась на задворках города. Пермь повернута к ней, простите, задницей. На фоне так называемой культурной революции Пермь кажется еще более убогой. Эстетика мусорных ведер Музея современного искусства лишь подчеркивает захолустность, провинциальность Перми.
Жить стало вроде бы веселее, но не комфортнее - это точно. Старое рушится, новое не строится. Разрастаются в геометрической пргрессии только поселения мертвых - городские кладбища. Слова "строительство крематория" завязли у чновников в зубах. И это при том, что есть мастер-план, разработанный европйскими умами.
Пермь нуждается в глобальной модернизации, в деиндустриализации. Пролетарские микрорайоны (таков весь город), ранее существовавшие за счет заводов-гигантов, сегодня приходят в упадок. Наш мегаполис - это огромный архипелаг, состоящий из островов-микрорайонов. Разделенные естественными преградами, руслами рек, текущих в глубоких оврагах, районы Перми представляют собой оторванные друг от друга острова. Их автономность усугубляется промышленной специализаций. Каждый район -это в прошлом военный завод, закрытый, заскреченный. Таким образом, ландшафт, помноженный на индустриальный образ жизни и соответствующую ментальность, порождает глубинную проблему, которая выражается словом отчуждение.
И это состояние, в котором находятся Пермяки, в два прихлопа, три притопа не развеять. Как сказала Светлана Маковецкая, нужна программа деиндустриализации нашего мегаполиса. Грамотная, планомерная, а не иллюзорная, каковыми сегодня яляются практически все городские планы и проекты.
Но замерло, все замерло. Такое ощущение, что строительство в краевом центре как остановилось в кризис, да так и не ожило. Многотысячные очереди на получение социального жилья не обещают скоро закончиться. В Перми сегодня мало строят не только муниципального жилья, но и коммерческого. Индустрия стагнирует.
Таковая в общих чертах проблематика, озвученная гражданскими мыслителями. Не ново, ой не ново! Что даст этот плач Ярославны? Доктор исторических наук Игорь Кирьянов, до сей поры молчавший, выразился довольно резко: чем мы тут занимаемся, смысл? Константин Сулимов тоже озадачился: что мы хотим сделать: навязять какую-то свою повестку будущим депутатам и главе города либо встроить свои предложения в уже имеющуюся городскую повестку дня? Это две разные стратегии. Игорь Аверкиев пояснил: мы сейчас ничего не вырабатываем, не систематизируем, а только мозгуем. Главное - в драку вязаться, потом посмотрим, что в сухом остатке будет.
В драку, дак в драку. Посыпались предложения.
В области градостроительства: создать механизм общественного контроля за землепользованием, усилить контроль принятия решений о городской застройке, запретить снос зданий без одобрения широкой общественности, разработать программы депровинциализации районов и микрорайонов, социального выравнивания города; отказаться от многоуровнего строительства – это мешает инвалидам-колясочникам и людям с маленькими детьми.
В области ЖКХ: создать эффективную систему уборки снега и мусора, долой машины из дворов и тротуаров, построить парковки; обеспечить чистую питьевую воду из-под крана, установить разделительные мусоросборники, установить общественные туалеты в местах наибольшего скопления народа, решить проблему канализационных стоков; открыть крематорий, решить проблему коррупции на кладбищах, создать реестр услуг социальной направленности, создать рынок управляющих компаний.
В области культуры: разработать городскую культурную политику, в которой учесть создание культурной среды в шаговой доступности для людей разного возраста и социального положения, в том числе для пенсионеров, инвалидов, "городских чудиков"; обеспечить доступность театров и музеев для широкой публики (ввести один бесплатный день); «десталинизировать» городскую среду путем переименование улиц, носящих имена террористов; поставить мемориальные доски на исторически значимых объектах; возродить городское краеведение, обязать Пермский центр развития дизайна не менять ничего в городской среде без общественной экспертиз; создать «народный дом» в центре города для общественных организаций.
В области образования: не решать кадровые, организационные и другие вопросы без согласования и обсуждения с общественностью, пусть начальник департамента образования назначается с согласия родителей; внедрить систему общественно-муниципального самоуправления образованием; университеты должны отдать должное городу – воспитывать городской патриотизм, стимулировать студентов на поиск работы в городе, создать механизма социального втягивания в жизнь сообщества молодежи.
Необходимым условием для решения данных проблем, как подчеркнули участники мозгового штурма, является обеспечение гласности в бюджетной сфере, прозрачность расходов городской казны, в частности, расходов депутатов и городских чиновников на СМИ и пиар; нужно требовать от депутатов объяснения своих действий в течение трех дней; необходима ответственность врачей и учителей не перед бюджетом, а перед заказчиком услуги, то есть родителями, пациентами; необходим контроль формирования государственных и муниципальных заказов, а также создание системы гарантий независимости решений городской власти от решений региональной власти.
Игорь Аверкиев задался целью весь этот массив проблематики облечь в лозунговую форму: чтоб как у Ленина: мир- народам, фабрики - рабочим, землю- крестьянам. Несколько крылатых фраз возникло сходу, например: верните Каму пермякам (в смысле, и реку, и поезд)! А что, хорошо звучит! В принципе, с этого пункта может и начаться новая городская повестка. Главное ведь в драку ввязаться!
Смотрите также:
- ТОС решит любой вопрос! Пермским общественным самоуправлениям – 25 лет →
- Умный город. Игорь Папков о том, как сделать Пермь удобной для всех →
- Помещение раздора. Почему помощь семьям в Перми променяли на ГТО? →