«Было бы здоровье – остальное купим!» Эта фраза нередко звучит во время разных торжеств. Все понимают, что от того, в каком состоянии наш организм, зависит качество нашей жизни.
Заведующая Краевым детским консультативно-диагностическим центром Светлана Малимон много лет помогает маленьким пациентам. Она хорошо знает, от чего зависит не только хорошее самочувствие, но и успешное развитие человека с самого детства.
Редкий специалист
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Вы часто выезжаете в территории Пермского края и можете оценить состояние здоровья детей. Правда ли, что оно год от года ухудшается?
Светлана Малимон: Как детский эндокринолог, могу сказать, что лучше оно уж точно не становится. Буквально на днях вернулась из Оханска, где принимала маленьких пациентов. Картина оказалась довольно типичной – у двух третей детей и подростков превышена нормальная масса тела. Осмотры ребятишек разного возраста, которые мы в регионе проводим ежегодно, показывают, что избыточный вес - у трети ребят, ещё треть страдает от заболеваний щитовидной железы. Неправильное питание, употребление в пищу большого количества рафинированных углеводов, обилие вкусовых добавок вроде глутамата натрия - всё это приводит к сбоям в работе маленького организма. Это становится одной из причин развития различных заболеваний, в том числе такого серьёзного, как диабет первого типа. Его мы всё чаще диагностируем у детей.
– Чем раньше обнаружено заболевание, тем легче его лечить. Как можно вовремя его выявить, когда в регионе не хватает узких специалистов?
Светлана Малимон.
В 1993 г. окончила Пермский государственный медицинский института. С 1994 г. работает в эндокринологическом отделении ГДКБ № 15. Имеет высшую квалификационную категорию по специальности «детская эндокринология». Победитель Всероссийского конкурса врачей в номинации «Лучший врач-эндокринолог 2015 г».
– Количество зарегистрированных патологий в крае растёт как раз за счёт своевременного выявления заболеваний. И это при том, что детских эндокринологов в Прикамье и правда мало. Они есть только в Перми, Чайковском и Березниках. Отсутствие таких специалистов в других территориях связано с наличием федерального стандарта: один эндокринолог на 12 тыс. детей. Во многих территориях такого количества маленьких пациентов просто нет. Что же делать тем, кому не повезло? Нас спасают выездные поликлиники. Врачи-специалисты из Перми приезжают в города и районы и осматривают ребят. Эта работа очень помогает нам вовремя выявлять проблемы со здоровьем и успешно лечить. Лично я езжу в территории довольно часто. Принимаю по 25-30 ребят в день.
Отсутствие таких специалистов в других территориях связано с наличием федерального стандарта: один эндокринолог на 12 тыс. детей.
Необходимо особое меню
– А что делать, если заболевание выявили, лечение назначили, но своевременно принимать препараты мешает системная проблема? Я сейчас говорю о школьниках-диабетиках, которым, по сути, негде делать инъекции инсулина.
– Действительно, условий для этого в детских образовательных учреждениях пока нет. Решить это пока нам не удалось. Хранить лекарства в школе нельзя. Где делать инъекции - совершенно непонятно. В туалете? В учебном классе? Считаю, что нужна законодательная база, где прописали бы правила хранения препаратов и оговорили условия, в которых можно делать инъекции. Как ни печально, учителя пока опасаются таких школьников, так как они явно проблемные. Но мы по мере сил помогаем им избавиться от страхов: обучаем педагогов, школьных врачей, как помогать детям с сахарным диабетом в стенах учебного заведения. Кроме того, ещё не решён один вопрос – обеспечение детей с сахарным диабетом специальным питанием в школах. Пока особого меню для них нет.
Как ни печально, учителя пока опасаются таких школьников, так как они явно проблемные. Но мы по мере сил помогаем им избавиться от страхов: обучаем педагогов, школьных врачей, как помогать детям с сахарным диабетом в стенах учебного заведения.
– Недавно вы выступали перед врачами краевой детской клинической больницы и рассказали им о профилактике дефицита йода. Почему тема эта так важна?
– Пермский край находится далеко от моря. Все продукты – от мяса до зелени – лишены йода. В регионе давно стараются восполнять недостаток, добавляя его в хлеб. На полках магазинов легко найти йодированную соль. Однако полностью потребность в йоде это не покрывает. Тем временем для некоторых жителей региона он особенно важен: беременным женщинам, детям до трёх лет и подросткам. К примеру, женщине в положении необходимо ежедневно принимать 250 микрограмм йода в сутки. Из пищевых продуктов она столько получить не сможет. В этом случае на помощь приходят препараты, которые обязательно должен назначить врач. На кафедре педиатрии ПГМУ проводили исследования женщин, которые не принимали и принимали йод во время беременности. Также наблюдали за их детьми. Оказалось, что малыши, чьи мамы восполняли недостаток йода в организме, существенно опережали в развитии своих сверстников, чьи матери не принимали препараты. И это неудивительно. Считается, что 95% людей, страдающих сниженным интеллектом, испытывают дефицит йода.
Также он важен и для подростков, у которых идёт становление всех эндокринных функций. Его недостаток может негативно повлиять на интеллектуальные способности, иммунную систему и даже рост.
Малыши, чьи мамы восполняли недостаток йода в организме, существенно опережали в развитии своих сверстников, чьи матери не принимали препараты. И это неудивительно. Считается, что 95% людей, страдающих сниженным интеллектом, испытывают дефицит йода.
Сам себе врач
– За детей отвечают их родители, а вот взрослые же часто и диагнозы себе по Интернету ставят, и препараты тоже назначают сами…
– К сожалению, людям проще купить непонятную таблетку в аптеке, чем пойти к доктору. В случае с препаратами йода в продаже есть немало добавок, которые не прошли проверку качества. На них зачастую не указывают количество йода. А оно может быть от 0 до 3000 микрограммов в одной таблетке! Такие «американские горки» в лучшем случае не помогут. Что куда хуже - такое безответственное отношение к себе может привести к ухудшению состояния здоровья. Но об этом люди почему-то предпочитают не думать.
Смотрите также: