На прошлой неделе исполнился год с тех пор, как в Пермском крае появился первый заболевший коронавирусом. За это время мы пережили строгую самоизоляцию и ограничения, привыкли не выходить из дома без маски, научились читать анализы на антитела, потеряли близких…
Вспоминаем, как с приходом COVID-19 менялась жизнь в Прикамье.
Вечером 13 марта 2020 года коронавирус подтвердился у пермяка, прилетевшего из Франции. Затем COVID-19 диагностировали у женщины, которая летела тем же самолётом. После этого число заболевших стало постепенно расти.
Год неравнодушия?
2 апреля большинство прикамцев остались дома – в крае объявили режим строгой самоизоляции. Взрослые перешли на удалёнку, школьники и студенты – на дистанционку.
Пандемия развивалась стремительно. Известия о первых жертвах коронавируса вызвали шок у жителей. Дистанционка выматывала школьников и их родителей. Участились случаи семейного насилия. Бизнес нёс потери, особенно сильно пострадала сфера услуг.
Ситуация в здравоохранении была сложной. Добиться бесплатного теста на коронавирус стало трудно, на КТ были очереди, медики возмущались из-за несправедливости начисления выплат. Стали болеть врачи…
Но пандемия показала не только страшные стороны. Жители Прикамья поняли: победить можно только вместе. А потому этот год можно назвать годом неравнодушия. Студенты-медики отправились работать в больницы и поликлиники. Волонтёры пришли в центры помощи, в пункты, где работали горячие линии. Люди развозили продукты и лекарства одиноким пенсионерам, рестораны и кафе готовили обеды для медиков, компании выделяли деньги в фонд борьбы с коронавирусом. Врачи делали невозможное, проводя сутки в красных зонах. Они неделями не видели своих родных и близких.
Осенью пришла вторая волна COVID-19. Она активно «косила» чиновников и депутатов. Вызвала шквал негодования жителей: они не могли вызвать врача на дом, бригады скорой помощи с пациентами выстраивались в очереди на томографы.
Но система выстояла. Минздрав изменил порядок оказания помощи, механизмы наладили. Постепенно ситуация выправилась. Пик заболеваний и смертей (порой за сутки умирали десятки) пошёл на спад. Послабления шли за послаблениями. Но можно ли выдохнуть?
Смерти в числах
Число новых случаев коронавируса в Прикамье продолжает снижаться. Жителям делают прививки от инфекции. Больничные койки переводят в штатный режим. По данным на 16 марта, за сутки в крае COVID-19 подтвердился у 136 человек. За сутки коронавирус унёс жизни девяти пациентов.
По официальным данным оперштаба, всего с начала пандемии в Прикамье подтвердилось 49 373 случая заболевания ковидом. Ушли из жизни 1840 прикамцев, 42 807 жителей победили коронавирус. Сейчас в больницах остаются 744 пациента, 59 из которых – на ИВЛ. С марта прошлого года в регионе провели больше полутора миллионов тестов на коронавирус. Больше 66 тыс. человек сделали прививки от инфекции первым компонентом, более 32,5 тыс. – вторым.
«980 758 – столько жителей края могли перенести коронавирус во всех формах за год с момента его появления в регионе. Если же считать, что напрямую с ним связаны только 80 % избыточной смертности, то число переболевших будет меньше – 784 606. И всё равно это каждый третий житель, что в 16 раз больше официальных данных, основанных только на тестировании, – утверждает он. – По данным Росстата, на 16,5 % увеличилась смертность в крае за 2020 г. И это показатель, по которому мы можем сравнить себя с другими регионами. По России в среднем он составил 18 % – на 1,5 % больше, чем у нас. Если бы такой результат был в Прикамье, у нас бы умерло на 517 человек больше. А, например, в одном из худших регионов, соседнем Татарстане, – рост на 27,1 %. Для нас бы это означало смерть ещё 3651 человека – численность населения Зюкайки или Чёрмоза. Любопытно, что рост смертности часто больше там, где власть отчитывалась о меньшем числе умерших».