Метнул как копьё. Мужчина бросил с 3-го этажа палку и лишил коллегу зрения

Из-за полученных травм женщина долго лечилась в больнице и дома — и ей ещё предстоит реабилитация © / АиФ

В сентябре 2024 года судебные приставы Пермского края рассказали о том, как удалось добиться выплаты компенсации жертве несчастного случая, произошедшего в Чусовом: женщина потеряла зрение и стала инвалидом I группы, получив удар в голову шестом, которым её напарник счищал снег с крыши. Несмотря на серьёзность происшествия, ранее о нём не писали чусовские и пермские СМИ. Подробнее о нелепой случайности, имевшей очень серьёзные последствия, — в материале сайта perm.aif.ru.

   
   

Велели стоять в оцеплении

Всё произошло ещё в начале 2022 года. 41-летняя Виктория работала на чусовском предприятии «Минерал» — это завод по производству бетона. 14 января она по указанию мастера вышла к административному зданию завода и стала следить, чтобы никто не подходил близко, пока другой сотрудник счищает лёд с крыши. Согласно тексту решения Чусовского суда, сначала её напарник Алексей сбивал наледь с крыши длинной деревянной палкой, стоя в корзине автовышки, а затем спустился, прошёл в здание и продолжил работу, высунувшись из окна на третьем этаже. В какой-то момент Виктория потеряла его из виду — он скрылся внутри здания, не закрыв окно. Женщина подняла голову и стала искать его взглядом — и неожиданно ощутила резкий удар в лицо и сильную боль. Из глаз, носа, брови и лба хлынула кровь, в глазах потемнело, и она перестала воспринимать происходящее.

По словам очевидца, Алексей без предупреждения выбросил с третьего этажа вниз палку, которой сбивал лёд. Всё произошло слишком быстро: свидетель не успел даже крикнуть, чтобы предупредить Викторию, и деревянный шест длиной 2-2,5 метра попал ей прямо в голову.

Получившую серьёзные травмы женщину унесли в медпункт. Когда туда приехал её сожитель Сергей (впоследствии он выступал её законным представителем в судах — корреспонденту perm.aif.ru удалось связаться с ним, но он не пожелал отвечать на вопросы о ЧП), он увидел, что Виктория вся в крови, лицо и висок сильно отекли. Её коллеги рассказали ему, что случилось, и он увёз женщину в травматологическое отделение больницы, после чего её госпитализировали с открытой черепно-мозговой травмой.

Желание обезопасить прохожих от падения льда с крыши привело к нарушению техники безопасности. Фото: АиФ/ Евгения Гаёва

Бросил или выронил?

Женщина была в каске, но шест попал ей в область левого глаза: она получила перелом орбиты без смещения глаза и повреждения мышц. В результате женщина потеряла зрение. Ей установили I группу инвалидности.

Во время предварительного следствия и после, в суде, Виктория настаивала, что находилась на вполне безопасном расстоянии от здания — около 9 метров — так что считает, что Алексей не просто выронил шест из рук, а «метнул его, как копьё» (эта формулировка из показаний потерпевшей есть в решении Чусовского суда), не захотев спускать его вниз по лестнице. При этом она отмечала, что у них с мужчиной не было каких-то неприязненных отношений и он не хотел попасть в неё специально.

Сам же Алексей утверждал, что шест просто выпал из его рук. Однако это не подтвердилось на следственном эксперименте: в присутствии сотрудников правоохранительных органов, свидетеля и Сергея он трижды выпускал шест из рук, стоя в окне третьего этажа, но ни разу палка не долетела до того места, где стояла Виктория.

   
   

В итоге мужчину признали виновным по части 1 статьи 118 УК РФ — суд решил, что он, не желая того, причинил Виктории тяжкий вред здоровью. Его приговорили к полутора годам ограничения свободы: он не мог менять место жительства без согласия надзорного органа, выходить из дома по ночам и должен был раз в месяц отмечаться у инспектора по надзору. Приговор устоял в апелляции, но кассационный суд отправил его на пересмотр и в результате в июле 2024 года мужчину освободили от наказания за истечением срока давности: так как у него не было умысла причинить Виктории вред, у преступления небольшая тяжесть — а значит, срок давности привлечения к ответственности за него составляет всего два года.

Тяжба за компенсацию

Впервые Виктория обратилась с иском о возмещении ущерба к ООО «Минерал», в котором она на момент ЧП работала машинистом сырьевых мельниц 4-го разряда, ещё в феврале 2023 года — она запросила сумму в 8 миллионов рублей, но, согласно тексту решения, в суд не явились ни истец, ни его законный представитель, ни ответчик.

Оба завода-ответчика находятся в Чусовского городском округе. Фото: АиФ/ Наталья Стерледева

В ходе дальнейших судебных разбирательств появился ещё один ответчик: ООО «Белый камень» — в этой компании был трудоустроен не только счищавший наледь грузчик Алексей, но и мастер, который дал им с Викторией это задание. «Белый камень» и «Минерал» тесно связаны: по данным сервиса Rusprofile, владелец и директор «Минерала» Владимир Макляков является соучредителем «Белого камня», кроме того, судя по данным из открытых источников, офисы обоих компаний находятся в административном здании по адресу Революции, 1А в Чусовом.

Виктория потребовала, чтобы обе компании заплатили по 5 миллионов рублей компенсации: ЧП имело для неё не только физические, но и серьёзные психологические последствия, она потеряла возможность полноценно работать, при этом у неё есть маленький сын и дочь-студентка. Психологическая экспертиза выявила у потерпевшей сильнейшую депрессию, в заключении специалиста есть формулировки «сильный страх», «исчерпаны или почти исчерпаны жизненные ресурсы», «разрушен привычный мир». Из-за вполне реальной угрозы окончательной и полной потери зрения женщине необходима длительная медицинская и психотерапевтическая реабилитация.

Психологическая экспертиза выявила у потерпевшей сильнейшую депрессию, в заключении специалиста есть формулировки «сильный страх», «исчерпаны или почти исчерпаны жизненные ресурсы», «разрушен привычный мир».

Суд учёл, что несмотря на устный инструктаж и наличие каски, на предприятии нарушили инструкции по безопасности, и взыскал с ООО «Белый камень» три миллиона, а с ООО «Минерал» — один миллион рублей компенсации ущерба. Кроме того, оба юрлица должны поровну возместить Виктории стоимость психологического обследования в размере 30 тысяч рублей и заплатить по 150 тысяч рублей пошлины в местный бюджет. Компании подали апелляционные жалобы на это решение, но Пермский краевой суд оставил их без удовлетворения.

Взыскать компенсацию женщине помогли судебные приставы. Как рассказали в пресс-службе УФССП по Пермскому краю, специалист ведомства наложил ограничительные меры на имущество обеих компаний, после чего они перечислили взысканные с них четыре миллиона рублей.

Несколько лет назад трагедия на производстве потрясла Пермь: на Пороховом заводе из-за пожара погибли несколько человек. Причины и последствия ЧП — в материале perm.aif.ru.