Полёты отменяются? Что происходит с единственной региональной авиакомпанией

Из-за снижения доходов люди стали меньше летать. © / Софья Штин / АиФ

   
   

Справка
«Комиавиатранс» создали в 1998 г. на базе государственного авиационного предприятия «Комиавиа». Единственный акционер – республика в лице Минимущества Коми. В парке: 32 вертолёта Ми-8 различных модификаций, 33 вертолёта Ми-2, четыре самолёта L-410 и пять самолётов Embraer ERJ-145 (шестой ожидается).
Корреспонденты «АиФ-Коми» выяснили, какими направлениями занимается перевозчик и что собирается делать, чтобы выжить.

Большая конкуренция

«Комиавиатранс» работает в трёх направлениях: авиауслуги и грузоперевозки, содержание аэропортов и пассажирские авиаперевозки.

На рынке грузоперевозок предприятие не единственный игрок. Эти услуги предоставляют как минимум семь компаний и в республике, и в соседних регионах. И доля «Комиавиатранса» сокращается: в 2015 году её оценивали в 47%, а по итогам 2016 года – уже 38%.

Не лучше положение компании и в пассажирских перевозках. Несмотря на созданную в 2014 году региональную маршрутную сеть на самолётах L-410 и расширение сети полётов вплоть до международных на Embraer, пассажиропоток заметно сократился. За прошлый год компания перевезла 250 тысяч пассажиров, а в 2015 году пассажиропоток достигал почти 400 тысяч человек.

Причины банальны: падение реальных доходов населения, снижение спроса на авиаперевозки, отсутствие валютной выручки и нестабильность рубля, консолидация рынка авиаперевозок и реализация инвестпроектов.

Разделяй и властвуй

Монополистом компания является на рынке обслуживания аэропортов – она выступает главным оператором аэропортов и посадочных площадок Коми. На предприятии признают – содержание аэропортов убыточно. В основном это касается Воркуты, Печоры и Усть-Цильмы – там особенно небольшие объёмы вылетов, они тупиковые. Их нельзя использовать в качестве транзитных. Накладывает отпечаток и то, что независимо от размера аэропорта и количества пассажиров компания по нормативам обязана содержать определённый штат, обслуживать оборудование и сооружения.

   
   

Помимо этого, в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) сократилось число вылетов из всех аэропортов региона: на 417 – в Сыктывкаре (до 4513), на 39 – в Ухте (до 2526), на 284 – в Печоре (до 1113), на 565 – в Воркуте (до 1550), на 560 – в Усинске (до 3882), на 236 – в Инте (до 552), на 195 – в Усть-Цильме (до 709). Это объясняют изменениями политики авиакомпаний, отменой ими части рейсов. Также влияет на ситуацию уменьшение пассажиропотока на международных рейсах из-за нестабильной экономической и политической ситуации.

Согласно отчёту, «Комиавиатранс» пытался стабилизировать ситуацию, но предпринятых мер оказалось недостаточно. Все они оказались не столь эффективными. На предприятии решили провести реорганизацию и выделить из своего состава две «дочки»: ООО «Международный аэропорт Сыктывкар» и ООО «Аэропорты Республики Коми».

Где деньги?

Чтобы не просесть окончательно, региональная авиакомпания ищет инвесторов и способы привлечь деньги из других регионов за счёт увеличения объёма перевозок из местных аэропортов, у которых нет собственных авиапредприятий. Кроме того, хотят нарастить доходы, эксплуатируя Embraer на регулярных рейсах за пределами Коми.

При этом предприятие всё это время не остаётся один на один с финансовыми проблемами: в прошлом году из бюджета Коми выделили 555 млн рублей, что на 32 млн рублей больше, чем в 2015 году. Эти деньги пошли на возмещение выпадающих доходов (197,7 млн рублей), на компенсацию потерь в доходах от аэропортовой деятельности (22,5 млн рублей), на выполнение региональных авиаперевозок (332,8 млн рублей) и реализацию дополнительных мер по занятости населения (2 млн рублей).

Смотрите также: