Путь к знаниям. 15 лет люди просят, чтобы сделали дорогу

Легковушки и автобусы тонут в непролазной грязи. © / Из личного архива

Деревня Верхний Воч расположена в семи километрах от села Нижний Воч. Именно там находится единственная на всю округу общеобразовательная школа. Каждый день деревенских ребят (а это 24 ученика 5-11 классов. – Авт.) на автобусе доставляют в село. Но это сродни русской рулетке: никто не знает, доедут  они до пункта назначения или увязнут в грязи.

   
   

«Зимой с перевозкой детей проблем нет. А вот в распутицу – это наша головная боль, – говорит директор школы Нижний Воч Жанна Ревеняла. – Семь километров ребята едут час, автобус часто застревает. В целях безопасности водитель несколько раз высаживает детей, и они в сапогах идут вброд по жиже».

По такой дороге транспорт часто ломается, и водителю, чтобы утром выехать в рейс, всю ночь приходится его чинить. А 14 июня при буксировке трактором у школьного автобуса сломалась подвеска. И это в период проведения ЕГЭ! Чтобы выпускников возить на экзамены, сельская администрация выделила уазик. Так вот и его – всего за время экзаменов пришлось сделать около 20 рейсов – сопровождал трактор.

Сейчас школьный автобус уже починили. 1 сентября он готов везти ребятишек в школу. Но надолго ли хватит резерва ПАЗика, чтобы бороздить непролазную грязь?

Кто возьмётся за дорогу?

Местные жители жалуются на бездорожье не первый год. По их словам, дорога в межсезонье напоминает месиво из глины. Здесь с трудом проезжает грузовая машина. Что уж говорить про легковой транспорт.

Сельская администрация и педагоги 15 лет обращаются в районные и республиканские инстанции, чтобы дорогу привели в порядок. Работники школы своими силами засыпают часть дороги, по которой нельзя проехать, песком, шлаком, делают настил из горбыля. Но такого «ремонта» хватает до первого дождя.

«Недавно нам сказали, что самый плохой участок дороги – это два километра –   отремонтируют до конца сентября, – сообщила директор школы. – На ремонт выделили 9 млн руб. Но пока не могут найти подрядчика: в округе нет песка. А если его завозить, то браться за ремонт нашей дороги невыгодно».

   
   

А после юбилея ликвидировали

И в такой ситуации находятся десятки сёл и деревень по всей республике. Мы уже рассказывали о ситуации, в которой оказались школьники из прилузского посёлка Велдорья («Очно-заочная грамота», «АиФ-Коми» № 4 от 24.01.2018 г.). Прошлой осенью ГИБДД запретила перевозить поселковых ребятишек на автобусе в школу, что в 15 км (в пос. Ваймес). В итоге часть родителей вывезли детей жить и учиться в другие населённые пункты, а троих ребят перевели на очно-заочное обучение.

В марте дорогу открыли. И три месяца до конца учебного года ребят снова возили учиться в Ваймес. В этом году школа отпраздновала 50-летний юбилей. Праздники закончились, и 30 мая директор получил постановление о том, что школу ликвидируют!

Разговоры о том, что содержать штат сотрудников – учителей, воспитателей, техперсонал – невыгодно, ходили давно. Под одной крышей располагается школа (её посещали 12 ребят) и детский сад (ходили шесть малышей). Теперь два населённых пункта, где проживает около 300 человек, остались без школы-сада.

Школьников из Велдорьи родители уже вывезли жить в другие посёлки. Ребят из Ваймеса будут возить на учёбу в Ношуль. Это 17 км по «убитой» дороге. А вот родителям дошколят придётся самостоятельно выкручиваться: организованный подвоз детсадовцев в дошкольные учреждения не предусмотрели.

«Власти много горячих слов говорят о том, что деревня должна жить. Но всё идёт к тому, что деревни вымрут», – констатирует директор Ваймесской школы Алексей Пунегов.

В этой школе он проработал 14 лет, 10 из них – директором. Теперь Пунегов, как и десяток его коллег, оставшихся без работы, будут искать её. Но уже за пределами малой родины.

Вот так получается, что в век нанотехнологий, когда столичные школы переходят на электронные учебники и правительство не жалеет на это миллиарды рублей, маленькие сельские островки знаний становятся невыгодны. И их закрывают.

Смотрите также: