В Коми зафиксирован рост долгов потребителей тепла и горячей воды

Сергей Юрьев / АиФ

   
   

Тема долгов потребителей тепла и горячей воды на большой пресс-конференции с Борисов Вайнзихером, генеральным директором ПАО «Т ПЛЮС», стала одной из ключевых.Это легко объяснимо: миллиарды рублей, которые не получила компания за свои услуги, - это не только хлопоты с судами. Это средства, которые можно и нужно было бы направить на развитие, на реализацию важных для потребителей проектов, на программу ремонта.

БОГАТЫМ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

Общий долг потребителей республики перед компанией превышает 7,7 млрд руб., прирост за год составил почти 663 млн руб. Прошедший год показал: население в основном платит исправно. Представители старшего поколения - самые добросовестные плательщики независимо от экономической ситуации. Больше всего долгов накопили как раз те, кто может похвастать высоким стабильным доходом. Некоторые из них работают в органах власти. Коми филиал «Т Плюс» даже обращался к экс-руководителям региона и единороссов с просьбой образумить депутатов и чиновников (у некоторых долг - несколько сотен тысяч руб.). Но это не дало результата: адресатов, как известно, в сентябре арестовали.

Тенденция последнего года - рост долгов бюджетов разного уровня. Например, по словам Любови МОРОЗОВОЙ, директора филиала Коми ОАО «Энерго-сбыТ Плюс», в начале нынешнего отопительного сезона серьёзные проблемы были в Ухте. Конечно, несмотря на долги, детские сады и школы к теплу подключили. Но теперь на муниципальный бюджет легли не только долги перед компанией, но и бремя судебных издержек. На грани отключения от тепла не раз оказывался Ухтинский гостехуниверситет, и он по-прежнему числится в должниках.

ШТРАФЫ НЕ ОБРАДУЮТ

Уголовное преследование должников - дело долгое. По статистике «Т Плюс», правоохранительные органы принимают одно заявление из тридцати, а доведённых до конца дел - единицы. И это в масштабах страны.

- Сегодня бюджет нашей ремонтной программы сопоставим с приростом дебиторской задолженности. Доля долгов населения небольшая, 90% долгов приходится на крупных потребителей, перепродавцов и управляющие компании, которые разными способами пытаются распоряжаться собранными с населения деньгами, предназначенными для расчёта с поставщиками ресурсов. В законодательстве много пробелов. Например, мы не можем отключить от тепла за долги, - констатирует Борис Вайнзихер.

- В Коми – наглядная картинка. В Сыктывкаре собираемость на хорошем уровне, здесь прямые расчёты с населением. А в Воркуте ситуация катастрофическая. Там действует перепродавец, у него многомиллиардные долги. «Лекарство» только одно: надо исключить промежуточные звенья в цепочке от производителя тепла до потребителя. Мы надеемся, что в этом году примут законодательные инициативы, которые позволят нам напрямую выставлять счета. Это существенно сократит размер задолженности. Коми филиал разрабатывает различные мероприятия, задача которых - побудить потребителя рассчитаться с долгами. Например, среди тех, кто до 31 декабря погасит задолженность и внесёт авансовый платёж, мы разыграем 100 призов. Если «по-хорошему» победить долги не получится, в ход пойдёт «кнут». Принудительные меры - это не только иски в суд. В арсенале компании -автодозвон, коллекторские услуги, уведомления о грозящих санкциях, ограничение подачи горячей воды и её отключение, сотрудничество с банками (для ареста счетов). Последний способ даже эффективнее, нежели взыскание долга с помощью судебных приставов.

   
   

Смотрите также: