Примерное время чтения: 6 минут
266

Неплатежи в ЖКХ парализуют отрасль

По итогам 2013 года задолженность за услуги и ресурсы ЖКХ в России выросла до 886 млрд рублей. Эта цифра больше, чем дефицит консолидированного бюджета РФ в 2013 году (848,7 млрд рублей). Если проблему не решать, всю систему коммунального хозяйства и связанные с ней отрасли промышленности ждет коллапс, – пишет издание «Эксперт» со ссылкой на доклад ЦИРПа.

В три раза за последние шесть лет выросли долги предприятий, занимающихся производством и распределением газа, воды и электроэнергии. По данным Росстата по итогам 2013 года потребители больше всего должны производителям электроэнергии – 160,2 млрд руб., за прошлый год долг увеличился на 19,9%. Задолженность перед  производителями пара и горячей воды – 105,7 млрд руб. (рост на 22,3%). Просрочка у производителей тепловой энергии перед поставщиками ресурсов 111,6 млрд руб. (рост за год на 20,9%). 

О росте неплатежей в сфере ЖКХ постоянно пишут российские СМИ, однако они уделяют внимание самому незначительному сегменту должников – физическим лицам. В то время как по данным Национальной службы взысканий, из 886 млрд рублей население задолжало всего 20% – 176 млрд рублей. 710 млрд образовались из-за долгов других субъектов (промышленных предприятий, бюджетных организаций, предприятий сельского хозяйства и проч.) и недобросовестных Управляющих компаний (УК), которые не перечисляют деньги населения организациям ЖКХ. 

По данным Росстата, кредиторская задолженность УК ежегодно растет. На конец 2013 года она составила 141,4 млрд руб. (рост за год на 6,2%). Доля долга перед поставщиками ресурсов в общей сумме задолженности выросла с 61% в 2005 году до 83% в 2013 году. С бюджетными организациями и внебюджетными фондами УК стали рассчитываться намного аккуратнее: доля долга перед ними снизилась за те же годы с 27% до 7%.

Интересно, что долг УК перед банками резко сократился. За несколько лет с 6 млрд он уменьшился до 92 млн руб. к началу 2013 года. УК нашли очень выгодный для себя источник кредитования: средние ставки по кредиту составляют около 17%, а если не платить ресурсоснабжающим организациям после судов штраф за день просрочки назначается в размере 1/300 ставки рефинансирования, то есть около 10% годовых. 

Из-за масштаба проблемы власти уделяют ей все больше внимания. Например, в ноябре 2013 года на заседании правительства России глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что с начала года ведомство выявило свыше 3 тысяч преступлений в сфере ЖКХ, ущерб по ним составил более 3 млрд рублей и все чаще руководители УК-неплательщиков получают реальные сроки. За счет жилищно-коммунальных платежей населения руководители УК выплачивают себе миллионные зарплаты, покупают квартиры, автомобили премиум-класса и проч. Хищения в ТСЖ поменьше масштабом, но энергетики высказывают серьезные опасения из-за негативной тенденции среди этих организаций.

ЖСК, ТСЖ, УК, а также другие посредники между собственниками жилья и поставщиками коммунальных ресурсов все чаще избавляются от долгов с помощью процедуры банкротства, преобразуют УК в кооперативы, которые лучше защищены от банкротства за задолженность перед РСО. На поток поставлено «клонирование» УК, когда на месте конторы с многомиллионными долгами создается новая компания, меняются реквизиты и названия, прежними остаются только собственники. Уникальный в этом отношении пример есть в Удмуртии. По данным ЦИРПа, бывший депутат гордумы Ижевска Рауф Кутдузов создал уже два десятка компаний, работающих в сфере управления жилым фондом. Непрерывно клонируемые им структуры должны ресурсоснабжающим организациям более 700 млн руб. Против долгового «миллиардера» возбуждено два уголовных дела; по одному из них он обвиняется в злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности в размере более 29 млн рублей.

Один из путей выхода из ситуации для РСО – прямые расчеты с конечными потребителями, без посредников в виде УК, ТСЖ, ЖСК и проч. РСО, перешедшие на прямые расчеты, отмечают значительное улучшение платежной дисциплины. Но для реализации этого механизма нужно создавать розничную инфраструктуру включающую систему контроля и рассчетно-кассовые центры (РКЦ), в которых проводят сверку и распределение платежей. Проблема в том, что УК остаются ответственными за внутридомовые и междомовые приборы учета и коммуникации, что усложняет расчеты потребителей с ними. Нередки случаи, когда УК просто не пускают сотрудников РСО к приборам учета для списывания показаний, заставляя при расчетах ориентироваться на данные самих УК.

Неотключаемые потребители – это особая категория неплательщиков, которая активно пользуется своим статусом. Если населению нельзя отключать только тепло в отопительный период, то по целому ряду предприятий и организаций действует запрет даже на отключение электроэнергии. 

На данный момент, как отмечает ЦИРП, долги за электроэнергию достигли критического уровня: по итогам 2013 года производители электроэнергии недополучили 160,2 млрд руб. Ситуация с ростом задолженности грозит отрасли переходом в хронически убыточное состояние, что, естественно, является прямой угрозой для ее работоспособности. Например, степень изношенности оборудования по Единой национальной электрической сети составляет около 50%,  а в отдельных регионах Северо-Западной и Европейской зон она достигает 60%. И эти цифры будут только расти, так как на замену оборудования не хватает средств. Плановые капитальные ремонты, расширение производства, его реконструкция и техническое перевооружение – все эти необходимые для поддержания работоспособности системы меры откладываются на потом, предприятия вынуждены тратить деньги на аварийные работы, которые обходятся в несколько раз дороже плановых. Из-за отсутствия средств в России продолжают использовать устаревшие технологии, тормозится развитие смежных отраслей-поставщиков и экономики в целом, падает качество услуг, дорожают ресурсы. Именно из-за изношенности сетей все чаще происходят крупные аварии в коммунальном хозяйстве. 

Рост долгов РСО перед производителями ресурсов, вынуждает последних требовать предоплату. Кроме того, сейчас Госдума в первом чтении уже приняла проект закона, который повысит размер пени за задержку коммунальных платежей до 17,7% годовых, то есть приблизит пени к средней ставке потребительского кредита. Однако эксперты ЦИРПа говорят, что эти и другие меры незначительно повысят собираемость платежей. Но для комплексного решения нужен более серьезный подход, а пока ситуация в отрасли будет только ухудшаться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах