Педобет. Почему сотни педагогов ищут работу, а в школах множество вакансий?

Виктор Крутов / АиФ

   
   

В деревне лучше

По статистике, в школах региона сегодня не хватает 323 учителей. Острее всего вопрос с нехваткой кадров стоит в Ухте, где 82 вакансии. Самый благополучный в этом смысле район - Сысольский, констатируют в министерстве образования и молодёжной политики Коми. 

Чаще всего директора школ готовы принять на работу педагогов, преподающих русский язык и литературу, английский язык, математику и физику.

Как ни странно, но в сельских школах свободных рабочих мест меньше, чем в городских. Молодые специалисты едут преподавать в районы - возвращаются домой на малую родину, потому что здесь нет проблем с жильём. Кроме того, для начинающих учителей предусмотрены подъёмные, а для всех преподавателей - льготы на оплату ЖКХ. В городе начинающему педагогу выжить гораздо сложнее: как правило, муниципального жилья для молодых специалистов нет. Это значит, что вся небольшая зарплата учителя будет уходить на съём квартиры.

Но это лишь верхушка айсберга. Опытные учителя уверены, что проблема гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

И опытные не выдерживают

Оксана МАТВЕЕВА, учитель-словесник, преподаёт в школах Сыктывкара уже 27 лет. Она считает, что молодых специалистов от учительства отпугивает бумажная волокита, которая никак не связана с образовательным процессом.

– Если раньше существовала единая образовательная предметная программа, то теперь каждого учителя обязали самостоятельно её разрабатывать. Это огромный, трудоёмкий процесс, - считает учитель русского языка и литературы. - Вместе с тем никто не отменял текущую работу по подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ, тестовым диагностическим проверкам.

   
   

Столь интенсивный ритм работы выдерживают далеко не все. Сменить преподавание на более спокойную работу решаются не только молодые специалисты, но и учителя-стажёры - те, кто проработал в школе более 10 лет. Нередко уход - мера вынужденная. Так, если опытный педагог не смог подтвердить свой разряд (к примеру, одно из условий - издание книги или публикация статьи в журнале), то он значительно теряет в зарплате, прожить на которую невозможно.

Честь мундира

– В последние годы престиж нашей профессии упал, - не скрывает Ольга СТАРЦЕВА, почётный работник высшего профобразования РФ, преподаватель педагогики СыктГУ им. П. Сорокина. - В современном обществе бытует мнение, что учителя - это обслуживающий персонал, который предоставляет услугу. Педагоги старой школы, где учительство наравне с врачеванием считалось почётным, такой подход не приемлют.

Педагог с 40-летним стажем уверена, что учителя сегодня социально незащищены: «По ТВ постоянно говорят: уровень зарплат учителям довели до среднего размера по региону. Это враньё. Сегодня учитель, отработавший в школе 25 лет, не может выйти на пенсию. На эти деньги выжить просто невозможно».

Молодые педагоги, которые при нагрузке в 18 часов зарабатывают 13-15 тыс. руб., прокормить себя не в силах.

Старожилы отрасли говорят, что исправить ситуацию сможет координационный совет из старейших педагогов региона. К сожалению, в Коми его до сих пор не создали. Именно этот орган должен и сможет отстаивать интересы учителей на уровне власти, он поможет молодым педагогам.

Смотрите также: