Примерное время чтения: 4 минуты
391

В тихом омуте

Дмитрий Овчинников / АиФ

Повестка дня, с которой еще пару дней назад можно было столкнуться разве что в американских новостях, добралось и до нас. Трагедия в московской школе, где подросток совершил двойное убийство, ранил полицейского и держал в заложниках одноклассников, актуализировала сразу несколько вопросов. Почему школьник взял в руки оружие, какой дьявольский «винегрет» (проблемы с психикой, компьютерные игры, насилие на ТВ, стрессы…) - можно только гадать. Надеюсь, на эти вопросы чуть позже ответят следователи и психологи. Сейчас самое время подумать, какие выводы из этой драмы нам нужно извлечь.

Первое: со вчерашнего дня в наших школах также не безопасно, как и в американских. Да, в последние годы этот вопрос худо-бедно решался: появились видеокамеры, охрана (а чаще вахтер) на входе. Конечно, это лучше, чем совсем ничего. Вчера в московской школе пожилой охранник, по крайней мере, успел нажать «тревожную кнопку» и относительно быстро приехала полиция. Да, не обезвредил, а кто бы из его коллег из «неэлитных» российских школ это смог сделать? Думаю, мало кто. На имеющуюся ставку без труда можно найти только бодрую бабушку-вахтера. В  обычной пермской школе, куда ходит мой старший сын, сидит как раз такая приветливая женщина, основная задача которой смотреть, чтобы у входящих была вторая обувь или бахилы. Это я к тому, что на входе в школу должен сидеть тот, кто готов ко встрече со стрелком. 

При этом надо отдавать себе отчет, что «абсолютной безопасности», о которой вчера сразу же начал говорить мэр Москвы Сергей Собянин, никогда и нигде не обеспечить. На взвод автоматчиков или сложные детекторы никаких денег не хватит, да и не нужно это повсеместно в таком объеме. Не спасет, если с головой у отдельно взятого школьника, имеющего доступ к оружию, начались большие проблемы.

И вот здесь уже вырисовывается  более сложная и тонкая задачка из области психологии. 

Более чем уверен, сейчас в адрес учителей и администрации школы посыпается обвинения: «передавили», «недоглядели», «не предотвратили» и прочие «не». Доля вины школы в произошедшем, безусловно, есть. Но, на мой взгляд, здесь в большей степени вина системы, нежели конкретных педагогов. Да, учителя «обязаны были заметить неладное». Но когда им этим вдумчиво заниматься? Я сужу сейчас по классной руководительнице своего сына и ее коллегам. Они завалены по уши бумажной работой, электронными дневниками и прочими инновациями, помимо основной работы. А вы знаете, что в школах порой уроки некому вести? Что даже в элитных пермских учебных заведениях у детей в течение года нет английского языка, потому  что не могут найти преподавателя? Чтобы получить свои 15-20 тысяч учителя работают в две смены. Про это кто-то вспоминает, когда пеняют учителям про их обязанности? Может быть, вчерашняя трагедия заставит по-другому посмотреть на штатное расписание и вернуть в школы социальных психологов, которых «под шумок» экономии и оптимизации сократили. Очевидно, что нам крайне нужна система психологической помощи в школах (причем, как детям и родителям, так и учителям). Эксперты говорят, психических нарушений в наш век информационного перегруза будет только больше.    

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах