Богатство под ногами. Как в Прикамье развивается бизнес на грибах и ягодах

90 % жителей Коми округа кормятся за счёт ягод т грибов © / Татьяна Плешакова / АиФ

Более двух третей территории Пермского края покрывают леса, таящие несметное количество дикорастущих грибов, ягод и полезных растений. А ещё есть луга и домашние подворья, на которых тоже произрастает много всего полезного и вкусного.

   
   

Но почему тогда консервированный хрен везут к нам из Польши, хотя он растёт практически в каждом огороде, а маринованные опята производят в Китае? Мы не умеем ценить те богатства, которые находятся у нас буквально под ногами?

Рискованная земляника

Пермячка Диана Зырянова из 28 лет своей жизни профессионально занимается сбором и продажей лесных даров … уже 20 лет.

«С восьми лет я начала помогать маме, - рассказывает Диана. – В тяжёлые 90-е её сократили из рядов военнослужащих в Средней Азии. Мы приехали на историческую родину в Кудымкарский район. Работы тогда не было. Мама пыталась торговать то одним, то другим. И тут одна женщина рассказала, что можно заработать на землянике. Сначала мы собирали сами, подключая всех родственников. А постепенно начали приобретать продукцию у сборщиков ягод и грибов».

Зыряновы работают в этом бизнесе круглый год без выходных и отпусков. Летом привозят на рынок свежую продукцию, зимой – сушёную и замороженную. Диана – индивидуальный предприниматель. Платит все положенные налоги. Большую долю расходов занимает аренда торговых мест на рынке. А ещё много денег уходит на бензин. Летом ежедневно приходится ездить на расстояние от 300 до 500 км. Кроме этого надо покупать тару, немалые деньги платить сборщикам. Цены сбивают оптовики, приезжающие с крупных российских и зарубежных предприятий.

В работе по сбору дикоросов много рисков и различных трудностей. Случаются засушливые годы, когда мало созревает ягод и грибов. Зато комары и мошки в эти годы просто звереют. От них не спасают никакие репелленты. В другие годы случается неурожай от сырости. Заготовителям в сезон приходится трудиться сутками.

«Мы выезжаем на работу затемно и приезжаем ночью. Иногда мне кажется, что если бы к моей руке привязали другого человека, далёкого от нашего бизнеса, то к концу дня он уже бы умер от перегрузки», - шутит Диана.

   
   

Никакой помощи от государства нет. В краевом минсельхозе ей предлагали оформить субсидию на 30%-е компенсирование затрат на покупку инвентаря. Диана изучила документы и отказалась от предложения. Невыгодно. 

Мудрёный грант

Пермяк Никита Кашкин несколько лет назад занялся переработкой дикоросов. Его компания варит в Очёре джемы из ягод и сосновых шишек. В прошлом году он представил свою продукцию на российской гастрономической неделе в Испании. Выход на международный уровень Никита считает большим успехом, ведь это мало кому из российских производителей удаётся. Это целиком заслуга самого руководителя и его команды. Правда, в 2015 году компания получила субсидию от минпромторга.

«Деньги были небольшие – 300 тысяч рублей - компенсация затрат на капитальное оборудование, - рассказывает Никита Кашкин. – Но больше средств ушло на выплату налогов. Ко всему прочему пришлось заполнять кучу бумаг, сдавать немереное количество отчётов. Это отнимало много времени. В прошлом году ведомство объявило о возможности получить грант для поддержки сельхозкооперации в 5 млн рублей. Но программа оказалась такой мудрёной и в ней было столько подводных камней, что пока мы её изучали, срок действия окончился.

В краевом минсельхозе сообщили, что в 2016 году ни один сельхозпроизводитель на получение этого гранта не заявился.

Грибы в этом году пошли рано. Сейчас на минирынках и даже вдоль дорог много продавцов лесных даров. Фото: АиФ/ Татьяна Плешакова

Программа не удалась

Предпринимателей, занимающихся сбором и продажей дикоросов, в крае сотни. Переработкой этой продукции занимаются десятки производителей. Однако никаких цифр об объёмах заготовок грибов, ягод, выручке от их реализации в краевом минсельхозе назвать не смогли. В 2013 году в Прикамье приняли программу «Реализация мероприятий по сбору, переработке и хранению дикоросов на 2013-2015 годы и на период до 2020 года». Хотели решить проблему безработицы на селе, занять делом людей пенсионного возраста, которых в деревнях становится всё больше, повысить уровень доходов сельских жителей, который значительно отстаёт от других отраслей экономики. Однако серьёзных изменений в развитии села программа так и не сделала. За три года её действия поддержку получили не более десятка предпринимателей региона.  И в 2015 году её свернули, хотя к 2020 году планировали увеличить объём заготовок дикоросов до 600 тонн в год и получить от реализации этой продукции до 90 млн рублей выручки.

Но, как говорят, природа не терпит пустоты. Социальную функцию этой программы взяли на себя предприниматели.

«Сборщики из дальних сёл и деревень официально нигде не оформлены, но для них деньги, которые мы им платим за ягоды и грибы, большое подспорье, - говорит Диана. – Не знаю, как бы они без нас выживали. Ведь в глубинке работы нет. Там либо лес рубить, либо грибы и ягоды собирать, либо крупный рогатый скот разводить, что не каждый может делать. А этот сезонный бизнес помогает людям закрывать долги, накопленные за год. Они одевают детей, внуков, готовят их в школы, в садики, отправляют учиться в институты. Если брать Коми округ, то там процентов 90 занимаются сбором ягод и грибов».

А сколько потерял от недореализации этой программы бюджет края, никто не знает. Можно только предполагать. Нам удалось найти информацию о том, что в Томской области в своё время приняли законы о развитии рынка ресурсных дикоросов. Теперь томские грибочки приносят в местный бюджет до 10% доходов. Если взять Пермский край, то 10 % бюджета –  это примерно 10 млрд рублей. Похоже, в нашем регионе, где добывают и перерабатывают нефть и другие ценные полезные ископаемые, дикоросы не в почёте. Но лишних денег не бывает. Может, зря мы не ценим богатство, которое находится у нас под ногами?