Большие мамы. Они превращаются в бабочек, чтобы спасать детей от рака

Большая мама – так называют бабушек в некоторых странах Европы. Мы расскажем всего о двух больших мамах, которым выпало огромное испытание – однажды узнать, что их внуки борются с онкологическими заболеваниями. Бабушки подопечных фонда «Берегиня» рассказали, как не сойти с ума от тревоги и боли за внуков в то время, когда они проходят курсы химиотерапии и мамам и папам больных детей.

   
   

Сердце Бабочки

Жительница Оверят Вера Азовских - бабушка богатая. У неё два внука и внучка. 14-летняя внучка Полина – единственная кровиночка, что сын после себя оставил. Сына Вера похоронила совсем молодым, в 21 год. «Не уберегла, связался не с той компанией», вздыхает. А дочка Анфиса подарила ей двух внучат. Старшему, Саше, 17 лет. Он студент института железнодорожного транспорта. Младшему, Матвею, - семь, в этом году в первый класс пошёл.

Как вспомнит Вера, какая беда свалилась на её Матвешу несколько лет назад, слёзы к горлу подступают. Года в четыре Матвей стал жаловаться на судороги в ногах. Обычно беда эта к ночи приключалась. Как спать ложится, так плачет, что ножки болят, тянет их. Анализ крови показал, что показатель СОЭ (скорость оседания эритроцитов) к 40-ка зашкалил. Родители повели ребёнка к врачу.

«А педиатр молодая у нас на участке была, без опыта. Простыл, говорит, ничего страшного», - вспоминает бабушка Вера. Дочь Верина врачихе молодой не сильно поверила, показала бумажку с результатами анализа доктору, что с ними в подъезде жила.

«Срочно в больницу!» - велела соседка.

Так повезли сначала Матвейку в Краснокамск, потом в Пермь. Обследование выявило лейкоз.

«Я грешным делом хотела к врачихе этой молодой идти да в лоб спросить: за что она хотела парня загубить? Но дочь отговорила.»  - призналась Вера.

   
   
Фото: Благотворительный фонд "Берегиня"

Ночные слёзы

Первый месяц в онкоцентре – самый тяжёлый. И для ребёнка. и для родителей. Дочка Верина никого поначалу не подпускала к сыну, сама ухаживала. А стало чуть лучше, попросила маму подменить.

«Когда я очутилась в онкоцентре, у меня всё в голове перевернулось. За что такие испытания малышам достались? Там ведь мал мала меньше лежали, и все с раком», - говорит Вера.

Как проходят дни в больнице? Каждый день у детей берут анализы крови и мочи. Чтобы не мучить ребёнка понапрасну и каждый раз не колоть тело, вводят катетер. В руку или под ключицу. Через катетер ежедневно ставят капельницы. Химичат, как по-простому называют химиотерапию родители маленьких пациентов.

Матвея в больницу положили весной. За окном листочки распускаются, солнышко светит, а бабе Вере волком выть хочется: пусть бы лучше к ней все болячки прицепились, зачем ангелу безвинному страдать?

«Матвейка ночью заплачет от боли, или вырвет его, я сначала поскачу за врачом, потом уберу всё, успокою лапоньку, а как малец заснёт, бегу из палаты и реву,» - признаётся баба Вера. Но слёз её ночных никто не видел. А днём Вера держала себя в руках, ещё и соседок по палате старалась развеселить, утешить, поддержать.

«Меня как-то сразу в больнице прозвали - бабочка Вера», - говорит она. Общее горе родителей объединяло. Часто собирались за столом на кухне, чаёвничали да нахваливали сухарики, которые мастерски готовила на всех бабочка Вера. Особо с едой не шиковали, детям во время курса лечения многие продукты запрещены. А на кухне, как назло, искушение - холодильник стоит со стеклянной дверкой.  

«Иногда забежит какой малышечка на кухню, уставится за это стекло на продукты, аж сердце разрывается от жалости. А ничего не поделать, нельзя ему», - вспоминает Вера.

Вот тогда её сухарики и спасали. Хрустела этим нехитрым лакомством детвора всем этажом.

Фото: Благотворительный фонд "Берегиня"

Газель для Веры

В больнице было тяжело, а вдалеке от внука становилось и вовсе тошно. Вера хоть и на пенсии, но ещё подрабатывает - гардеробщицей в университете. Одежду выдаёт и принимает у студентов юридического факультета.

«Стою, бывало, в раздевалке, куртки выдаю, а у самой из глаз слёзы льются, как там мой Матвеша. Студенты только косились. Думали, наверное: совсем у тётки крыша поехала», - вспоминает бабочка Вера.

Однажды в больнице Вера встретила знакомую. Галина тоже в университете работает, только в столовой. Разговорились, оказывается, Галя, как и Вера, дочь подменяет, чтоб та отдохнула от больницы да с домашними свиделась. Соратницы по несчастью крепко обнялись.

«А знаете, что меня из депрессии вывело и заставило поверить, что мы победим болезнь? Газель с фруктами», – улыбается Вера.

Дело было так. К больнице подъехал волонтёрский фургончик с фруктами, и родители, кто посвободней, пошли помогать выгружать ящики с лакомствами.

«Я говорю водителю: «Какой Вы молодец, что помогаете онкоцентру». А он мне: «У меня тут у самого сын лежал. А теперь он уже взрослый, женат и ребёночек у него есть». Я как с этим дядечкой поговорила, будто крылья выросли. Появилась уверенность – Матвея вылечат».

Два года прошло, как Матвея выписали из больницы. Дома о годе, проведённом в онкоцентре, не говорят. «Вырастет,  сам поймёт, какую болячку одолел», - мудро рассуждает бабочка Вера. И как видит в соцсетях или по телевизору сюжет о больном ребёнке, обязательно хоть копеечку да перечислит на лечение. «Кто знает, что нам помогло: вовремя оказанная помощь, ангел-хранитель или та Газель с фруктами. Теперь мой черёд долги отдавать», – говорит Вера  Азовских.

Фото: Благотворительный фонд "Берегиня"

Беда пришла дважды

Пермячка Галина Мощенкова работает в средней группе детсада помощницей воспитателя. Она каждый день расстилает детям кроватки, накрывает на столы, помогает карапузам одеваться на прогулку, а сама про себя повторяет: «Милые мои, пусть у вас никогда не болят ни животики, ни глазки, ни ножки. Пусть ваши мамы и папы никогда не узнают, что значит провожать свою кровинушку в операционную, а потом видеть, как исчезают с головы пушистые локоны, а на бледной коже выступают синие вены, в одну из которых врачи вставляют большую иглу и прилепляют к телу злым лейкопластырем».

Бабушке Галине все переживания бабочки Веры знакомы до боли. В двойном размере.   

Десять лет назад её старшую внучку Леру готовили к поступлению в садик. Прошли всех врачей, сдали анализы, осталась печать у терапевта поставить.

«Не нравится мне её печень». – покачала головой врач и выписала направление на УЗИ. Обследование показало опухоль в брюшной полости. Вскоре Галина узнала точный диагноз, который поставили трёхгодовалой Лере – нефробластома.

«Загрохотали в онкологию на целый год», – вспоминает Галина, через что пришлось пройти Лерочке во время лечения.

Сначала 2 месяца Леру «химичили». Потом назначили операцию. У Галины и теперь перед глазами - двери операционной, за которыми скрывалась сплошная неизвестность. Как там проходит операция? Какой размер опухоли? Вовремя ли убрали новообразование? Нет ли метастаз?

К счастью, операция прошла удачно. Но вскоре выяснилось, что нужна повторная операция, на другой почке. Эту операцию провели в Москве. Оплатить дорогу и проживание в столице Лериной мамы Светланы, помогли сотрудники фонда «Берегиня».

Папа ребёнка, к слову, навестил дочь в больнице всего раз.  Когда после года лечения Лерочку выписали, Светлана с Лерой приехали жить к Галине.

Постепенно жизнь возвращалась в прежнюю колею. Лера всё реже вспоминала о больных уколах и операциях. Лерина мама познакомилась с мужчиной, они поженились и у Леры появились две сестрёнки, Маргарита и Соня. А два года назад – брат Лёшка.

В октябре 2018 года трёхлетняя Соня, пожаловалась в детском саду на животик. Домой пришла бледной, сутки промаялась дома, грешили на отравление. А когда поднялась температура, Соню увезли на скорой в больницу. Диагноз шокировал всех – у малышки тоже обнаружили нефробластому. Девочке пришлось удалить почку. Светлана лежала с Соней в больнице, а бабушке досталось шумное хоязяйство -  Лера, Маргарита и маленький Лёша, ему ещё года не было.

Бабушка управлялась с детским садом, а сердце надрывалось о Соне. Дочь рассказывала, как героически Сонька переносит химию, девочка сама бежала к медсестре, бесстрашно подставляла катетер для ввода капельницы. Раз в неделю терпела «смену штанишек» - очень болезненную процедуру по смене катетера, девочка сжимала зубы и не плакала, когда отрывали от кожи «ядрёный» лейкопластырь, промывали ранку от катетера, по новой вставляли иглу, залепляя её свежим лейкопластырем.

Галина иногда сменяла Светлану.

«Представьте себе, в палате лежат трое малышей и все под капельницей – на это очень тяжело смотреть», - говорит Галина и начинает плакать.

Соню выписали из больницы через два месяца. Дома, в окружении родных, шовчик окончательно затянулся и перестал ныть. А многодетная семья решила отпраздновать выздоровление дочки переездом. Сейчас Светлана с мужем и их дети живут в Новгородской области. Соня ходит в детский сад. 10 декабря ей исполнится 5 лет. Пермская бабушка Галя желает ей только одного – крепкого здоровья.

Фото: Благотворительный фонд "Берегиня"

Нужно ли говорить бабушке правду о диагнозе ребёнка?

Отвечает психолог фонда «Берегиня» Вероника Кантеева:

«Бабушкам вдвойне тяжело принять ситуацию, что внук или внучка больны серьёзным, угрожающим жизни заболеванием. Это же ребёнок их ребёнка. В каждой семье сами принимают решение – говорить бабушкам и дедушкам о болезни внуков или нет. Некоторые пытаются скрывать это, предпочитая придумывать разные отговорки. почему ребёнок так долго находится в больнице. Но правда рано или поздно всплывёт. А к потрясению о болезни у пожилых людей прибавится обида, что их водили за нос и обманывали долгое время родные люди. А как раз в это время они могут быть полезны.

Гораздо честнее будет рассказывать подробно, какие этапы лечения проходит малыш или подросток, какие ограничения ему рекомендованы врачами, в том числе и в питании. Так, при виде бледного похудевшего ребёнка у любой бабушки просыпается инстинкт – накормить да побольше вкусненьким. А эти вкусности как раз могут и навредить.

У многих людей старшего возраста срабатывает стереотип, что онкология неизлечима. Нужно доводить до них как можно больше информации об успешном преодолении болезни. Тем более, что сегодня успехи науки и медицины в борьбе с раком гораздо внушительней, чем 10 лет назад. 

Если брать истории подопечных фонда «Берегиня», то они показывают, что именно бабушки и дедушки становятся главными помощниками в семьях, где дети борются с онкологическим заболеванием. Это самые верные и близкие союзники родителей в борьбе за выздоровление ребёнка».

Кстати, сегодня, 3 декабря - Международный день благотворительности, который в четвертый раз проходит в России. Движение уже получило распространение в более чем 100 странах мира.

Фото: Благотворительный фонд "Берегиня"