Чья ноша? Застройщикам Перми предлагают возводить соцобъекты за свой счёт

Возведение ЖК создаёт большую нагрузку на школы и детские сады. © / pixabay.com

В Перми прошло совещание, где присутствовали городские власти, представители Общественного народного фронта, а также застройщики.

   
   

На встрече обсудили проблемы, которые появляются при масштабном строительстве многоэтажных жилых домов в разных районах города. А именно – возведение ЖК создаёт большую нагрузку на школы и детские сады. Встаёт вопрос: могут ли строительные компании за свой счёт строить также и социальные объекты?

Единые правила для всех

Массовое строительство жилых многоэтажных домов набирает обороты. В отдалённых района города можно купить квартиру по низкой цене, что и привлекает жителей. Но после того как недвижимость приобретена у семей появляются проблемы: в какой садик или школу отдавать ребёнка, ведь почти все учебные организации переполнены. Чтобы нивелировать эту проблему, власти города предложили внести изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), и установить новые параметры в виде высоты и плотности застройки.

По данным, которые привёл городской департамент образования, количество школьников в Перми 119 тысяч человек, дошкольников – 64 тысячи. При этом мест в детских садах намного меньше – 56 тысяч, а в школах – 83 тысячи. За последние десять лет благодаря ремонту пустующих зданий, строительству новых объектов, удалось увеличить количество мест ещё на 18 тысяч в дошкольных организациях, и на 3,8 тысяч в школах (последние 800 мест появились при реконструкции здания школы в микрорайоне Вышка-2).

Однако, по словам начальника департамента образования Людмилы Сериковой, несмотря на активный процесс решения этой проблемы,  с учётом переуплотнения и застройки в районах, нужно как минимум ещё 45,7 тысяч мест в школах и 16 тысяч в детсадах.

«Даже с учётом финансирования из муниципального, регионального и федерального бюджетов, мы просто не успеваем выдерживать тот темп строительства, который необходим на сегодняшний день», – пояснила Людмила Серикова.

Если сейчас в городе нет стопроцентной обеспеченности объектами социнфраструктуры, необходимо искать новых инвесторов, которые будут выкупать земли и возводить соцобъекты за свой счёт. Так, все дороги ведут к застройщикам.

   
   

Конечно, есть организации, которые вместе с возведением жилого дома самостоятельно предлагают построить на территории школу или детский сад, но таких компаний немного.

Но почему одни организации строят соцобъекты, а другие нет? Отсюда следует, что  можно ввести правила, которые будут соблюдать все строительные компании. Важно, что изменения должны в итоге стать регламентом, единым для всех, понятным и прозрачным.

Как пояснила заместитель главы администрации города Ольга Немирова, запланировано, что в городе установят коэффициенты плотности, которые  определят критерии по высотности зданий. В случае если застройщик будет  возводить жилой дом по установленным регламентам, то заключение соглашения не потребуется. Но если застройщик готов построить более высокий дом, что создаст нагрузку на школы и детсады больше расчётной, , тогда компания должна будет обеспечить свой объект социальной инфраструктурой – детскими садами и школами. Либо предусмотреть источники финансирования для создания соцобъектов.

Противники таких изменений опасаются, что застройщики переложат стоимость строительства соцобъектов на плечи покупателей жилья. Однако эксперты считают, что планируемые изменения не приведут к значительному рост цен на жилую недвижимость. Во-первых, потому, что ключевые застройщики уже работают по такой схеме. Во-вторых, строительство объектов социальной инфраструктуры ведётся в основном за счёт бюджета. А изменения в правила землепользования и застройки позволят привлекать для строительства соцобъектов внебюджетные деньги. Кроме того, спрос, который напрямую зависит от платёжеспособности населения, всегда будет ограничивать рост цен.

«При принятии решения на строительстве объекта застройщик должен рассчитывать свои инвестиции, для этого у компании будет возможность посмотреть программу комплексного развития, рассчитать финансы и определить для себя, будет он строить жилой дом в данном районе, или нет. Организация, увеличивая свои показатели по объёму вводимых площадей, участвует в развитии социальной инфраструктуры. Тут получается обоюдный интерес. Никто ничего не теряет. Власти стремятся, чтобы город был благоустроен, а жители в свою очередь получают жилье на комфортной территории (т.е. покупают квартиры, ориентируясь на то, есть ли по близости детский сад или школа). Идеально сделать правила одинаковыми для всех, чтобы каждый из застройщиков мог понимать, сколько он может построить. Отмечу, что социальные объекты по-прежнему остаются обязанностью муниципалитетов. Мы не хотим ни на кого перекладывать эту ношу», – подчеркнула Ольга Немирова.

А если денег нет?

Рассматривается и вероятность того, что у застройщика может не хватить финансирования для строительства жилого дома и школы или детского сада, здесь власти рассматривают компромисс в виде долевого строительства.

«Четыре застройщика уже подписали соглашения на крупное строительство. Кстати, проект по изменению правил в ПЗЗ уже внесли в Пермскую гордуму, его рассмотрят 27 августа. Нам нужно чётко понимать, сколько надо денег, и где в городе надо построить социальные объекты. Мы стараемся, чтобы жителям было удобно. Что касается малых застройщиков, то они могут принять участие в долевом строительстве. Например, достраивать детские сады и школы частично», – сказал заместитель председателя Гордумы Анатолий Грибанов.

«Считаю, что внесение изменений в ПЗЗ имеет место быть», – продолжил модератор площадки «Жильё и городская среда» РО ОНФ в Пермском крае Виктор Воженников. – Но мне не нравится ситуация, которая возникает в Пермском районе. За чертой города большой дефицит соцобъектов, но активное строительство продолжается. Это обозначает, что жители этих новых домов, будут усиливать давление на город. Это не обоснованно. Кроме этого увеличивается транспортная нагрузка на дороги, люди повезут детей в школу, детский сад и обратно. Нужно либо прекратить строительство без обеспеченности соцобъектами, либо искать пути решения. Считаю, что методику надо распространить за пределы Перми».

Высказывание общественника собравшиеся поддержали. Представители городской администрации пообещали рассмотреть эту ситуацию и взять её под контроль.

«Мы видим, что для города это достаточно острая проблема. Нехватка мест в школах и детских садах порождает недовольство горожан. Действительно, ситуация, в которой мы находимся сейчас, складывалась на протяжении нескольких лет. Но взаимодействие с застройщиками проходит конструктивно. Если мы будем в перспективе учитывать, что нужно сделать для того, чтобы родители могли спокойно отдавать своих детей в школы и детсады, где необходимо построить или достроить соцобекты – это даст свои результаты», – резюмировала обсуждение модератор тематической площадки «Образование» сопредседатель РО ОНФ Елена Лебедева.

Смотрите также: