Об этом сегодня размышляет Элшад ГУСЕЙНОВ, председатель правления центра социально-политических, культурно-просветительских и правовых программ «ПРОСПЕКТ», член партии «Справедливая Россия».
Основа основ
– Есть некое духовное первоначало, основа основ бытия человека и общества, которыми они должны руководствоваться и делая судьбоносный выбор, и решая повседневные насущные проблемы. Ни один ветер не будет попутным кораблю, капитан которого не знает, куда ему плыть. В этом случае мы будем блуждать «без руля и ветрил», вновь и вновь повторяя одни и те же ошибки. К числу таких ключевых вопросов относится и национальная идея, как некий духовно-смысловой стержень, система ценностей, соответствующих им норм поведения.
Для народа, в его движении между прошлым и будущим и стремящегося продолжать свое существование в унаследованном территориально-временном пространстве, не может быть ничего более важного, чем его духовное состояние.
Разрушенные положительные ценности ведут к утверждению нравственного и правового нигилизма, утрате традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу цивилизации, чувства долга, справедливости, патриотизма, что, безусловно, негативно отражается и на других сферах общественной жизни (В. Путин). И в первую очередь – в экономике и политике. Управлять аморфной потребительской массой человеческих особей, исповедующих принцип индивидуального эгоизма, посредством соответствующих социальных технологий (в том числе манипулятивных) достаточно просто, а вот строить и созидать – невозможно.
Иными словами, нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи.
Не хлебом единым
Я не ставлю перед собой задачи ни дать очередную новую формулировку русской – или российской – национальной идеи, ни принять участие в ее коллективных поисках, что, по меткому выражению Президента РФ Владимира ПУТИНА, – есть «старинная русская забава».
Моя задача скромнее и злободневнее. Она связана с возрождением былого Народного Единства! То есть того, на чем основывается внутренний мир личности, социальный мир. Вспомните, на Руси это называли «ладом», «соборностью».
Сегодня, в силу некоторых причин, духовную жизнь общества отодвинули на задворки. Это относится не только к базовым ценностям и общим принципам человеческого общежития. Но и к тем социальным институтам и отношениям, где им место: патриотизм, любовь к ближнему, семья, товарищество... Духовный кризис затронул и ценности, передающие и отражающие неповторимые черты и особенности менталитета русского народа.
Изменилась и мировоззренческая база. В религии подавляющее большинство россиян воспринимает веру, как нечто отдельное от жизни. Мол, вера сама по себе, жизнь сама по себе. Потому большинство верующих считают, что участвовать в судьбе своей Родины – это политика, грязное дело. Надо ли доказывать, что таким самоустранением пользуются нечистоплотные политики?
Эти процессы, имеющие глобальный характер, а значит, не минующие и Россию, сопровождаются усилением атак «нового мышления» на традиционные христианские конфессии – православие, католицизм. То же самое и в еще большей мере – в исламе, где стали активны радикальные течения.
Идея: мелких не держим
В контексте национальной идеи труд – не только жизненная необходимость, условие материального достатка и благополучия, но и нравственный долг и основа духовного здоровья человека и нации в целом. В процессе и результате труда человеческое существование наполняется смыслом, открываются новые жизненные перспективы. Тем самым общие ценности, составляющие суть идеи, проявляются в своем инструментальном аспекте, материализуются и становятся очевидными. Труд, если его вдохновили национальной идеей, приобретает сакральный характер, становится необходимым условием движения по пути к «горним высотам», к преображению человеческого духа.
Как это ни парадоксально, национальная идея, несмотря на формулировку, должна иметь наднациональный характер не только в силу многонационального состава населения, но и масштаба и значимости самой идеи, ее универсального характера и, если хотите, мирового значения.
В самом деле, если мы претендуем на особую роль в мире, на роль великой державы, значит, и идея должна быть соответствующая – мировая или державная.
Надо ясно осознавать – ценности народной идеи формируют и формулируют национально-государственные интересы. В качестве промежуточного связующего звена между национальной идеей и государственными интересами выступает государственная идеология. Именно она, а не безлико-космополитический плюрализм, как это провозглашалось в лихое безвременье 1990-х.
Свято место
Российская Федерация на уровне своей Конституции отказалась от государственной идеологии. Но свято место пусто не бывает. И оставить сферу идеологии не значит отменить идеологию. Это значит дать возможность заполнить ее другой, не государственной силе, что сегодня и происходит со все нарастающим «успехом», приобретая характер снежной лавины.
Собственно идеология только сводится к апологетике своекорыстия: «Деньги!», «Потребительство!». «Командные высоты» в духовной сфере заняла так называемая либеральная идеология и ее ценности.
Именно народная идея России объединяет в себе и свои, и общечеловеческие ценности. Конституция же не отражает в должной мере цивилизационной и культурно-исторической специфики России и игнорирует различные существенные аспекты духовной и национальной ориентированности государства, играющие важную роль в единении народа.
Время, отпущенное на идеологическое самоопределение, истекло. Необходимо определиться! Иначе будет поздно!
Смотрите также:
- Выбирать между Медведевым и Путиным - то же самое, что между большевиками и коммунистами →
- Пермский журналист спросил у президента России, когда посадят Чубайса →
- Предварительные голоса. В Перми эксперты обсудили судьбу праймериз →