— МЫ ХОТИМ, чтобы самолёты, которые не могут летать, не летали. Чтобы пассажиры, покупая билет, могли получать полную информацию о самолёте: сколько лет и какими компаниями он эксплуатировался, каково его техническое состояние, — говорит Валерий Севастьянов, потерявший в катастрофе 22-летнюю дочь.
Как стало известно, родственники погибших в катастрофе обратились с ходатайством в адрес генерального прокурора РФ. Их цель — устранить недостатки самой системы гражданской авиации, которые рано или поздно могут привести к новым жертвам.
Разумна ли аренда?
В ПЕРВУЮ очередь родственники погибших просят разобраться с вопросами аренды самолёта. Напомним, осенью адвокат потерпевших Игорь Трунов заявлял, что в Россию самолёт попал незадолго до окончания срока эксплуатации. Он также акцентировал внимание на том, что ранее самолёт использовали в условиях повышенной влаж-ности, что могло ускорить его износ. Многие родственники погибших считают, что именно изношенность самолёта могла стать основной причиной трагедии. Зачем арендовать лайнер, когда нет стопроцентной уверенности в его надёжности?
Стоит отметить, что самолёт был застрахован на огромную сумму — 1,2 миллиарда долларов США. При этом новый «Боинг-737 — 500» стоит не более 80 миллионов долларов. На фоне этих цифр страховые выплаты людям, потерявшим своих близких, выглядят ничтожными. Если пере-вести два миллиона рублей в доллары, то получится около 55 тысяч. Всё остальное должно быть перечислено различным компаниям, так или иначе имевшим отношение к этому самолёту.
Кто отвечал за режим?
«НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром, осуществлявшим активное пилотирование самолёта на заключительном этапе полёта, что привело к перевороту самолёта через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землёй», — говорится в заключении МАК.
В отчёте упоминается, что был нарушен режим труда и отдыха командира, что способствовало «накоплению у него усталости». По мнению родственников, к ответственности должны быть привлечены те, кто отвечал за график работы экипажа.
Бурные обсуждения в СМИ вызвало заявление о наличии алкоголя в тканях командира. Но определить концентрацию алкоголя по останкам невозможно, поэтому утверждения о том, что пилот был якобы пьян, не обоснованы.
Тем не менее в феврале «Аэрофлот-Норд» ввёл у себя строгий «сухой закон». Теперь членов экипажа проверяют на наличие алкоголя в организме не только перед полётом, но и после. Это сделано, чтобы исключить факты употребления лётчиками спиртного во время полёта и продемонстрировать общественности заботу о безопасности перевозок.
«Вилку» не видели?
МАК ОТМЕТИЛ, что одной из причин трагедии стала техническая неисправность лайнера — разная тяга правого и левого двигателей: «Наличие «вилки» в положении РУД увеличило рабочую нагрузку на экипаж в процессе выполнения захода на посадку».
Но ведь об этой «вилке» было известно до катастрофы. И кто-то упорно закрывал на неё глаза, допуская неисправный «Боинг» к полётам снова и снова… Родственники погибших убеждены, что эти «кто-то» должны ответить за такое попустительство.
Далее свой вклад в ката-строфу внесла непривычная система приборов. Пилоты были недостаточно подготовлены для того, чтобы вывести из крена самолёт «с прямой индикацией авиагоризонтов». Простейший пример: в большинстве отечественных самолётов пилот видит на приборах неподвижную линию горизонта и подвижный самолёт, на «Боингах» — всё наоборот: самолёт неподвижен, горизонт движется. Вроде бы мелочь, но в экстремальной ситуации она может подтолкнуть лётчика к ошибке. Летать на «Боингах» учат в США. Видимо, недоучили.
Аэропорт готов к ЧС?
«ПОТЕРЯ пространственной ориентировки произошла при полёте ночью, в облаках, с отключёнными автопилотом и автоматом тяги», — уточняется в заключении МАК. По мнению некоторых родственников, был шанс избежать катастрофы, если бы самолёт не отправили на второй заход. Возможно, это усугубило положение на борту и привело к нештатной ситуации, поскольку пилотам пришлось переключаться с автоматического режима на ручной. В связи с этим родственники погибших просят обратить внимание прокуратуры на действия тех, кто руководил посадкой лайнера.
Они также требуют провести экспертизу, которая определит, насколько пригоден в плане безопасности аэропорт Большое Савино для приёма самолётов, подобных «Боингу».
Отсюда вытекает и «вечный» вопрос: насколько спокойно могут спать пермяки, над чьими головами взлетают и заходят на посадку огромные лайнеры с «незначительными» техническими неисправностями и уставшими пилотами?
Мы хотим, чтобы самолёты, которые не могут летать, не летали
Смотрите также:
- Сломанные крылья. Есть ли в казанской авиакатастрофе пермские черты? →
- Низкий уровень. Экс-командир Ту-134 о нехватке грамотных пилотов →
- Прерванный полёт: кто ответит за трагедию? →