Космические амбиции

   
   

Прикамье традиционно считается одним из лидеров космической отрасли в России. Уже в ближайшие годы в краевой столице развернётся производство двигателей для нового семейства ракет-носителей «Ангара», которые должны прийти на смену «Протон-М».

Совсем недавно премьер-министр РФ Владимир Путин подписал Распоряжение «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года», где среди приоритетных проектов названо размещение в Прикамье производства жидкостного ракетного двигателя для «Ангары». Таким образом, на федеральном уровне официально закреплено участие Пермского края в космическом проекте государственного масштаба.

СЕРДЦЕ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Кто сказал, что у оператора станка с ЧПУ не женское лицо? Альфия Сальникова работает на ОАО «Протон-ПМ» уже десять лет. Начинала когда-то на обычном токарном станке с ЧПУ, а в последние месяцы успешно освоила ультрасовременный станок, который в декабре прошлого года с жару-пылу прибыл на пермское предприятие из Испании. Координатно-прошивной электроэрозионный станок, где теперь хозяйничает Альфия Сальникова, позволяет обрабатывать детали сложной геометрии и точности, например, форсунок сложного профиля для новых двигателей РД-191.

- Конечно, по сравнению с теми станками, с которыми мне приходилось иметь дело раньше, это небо и земля. Возможностей у нового оборудования намного больше, и работать интереснее, - признаётся Альфия, которая теперь трудится на новом участке второго цеха ОАО «Протон-ПМ».

Здесь производят, как говорят сами машиностроители, «сердце ракетного двигателя» - турбонасосные агрегаты (ТНА состоят из двух бустерных насосов горючего и окислителя, а также газогенератора - прим. автора). Именно ТНА запускает работу двигателя и сам процесс, в результате которого осуществляется старт и движение ракеты-носителя.

По словам главного инженера ОАО «Протон-ПМ» Дмитрия Щенятского, масштабное техперевооружение во втором цехе подходит к концу. Практически завершён участок прогрессивного оборудования с несколькими универсальными обрабатывающими центрами, приобретёнными в Италии и Австрии. Здесь осталось установить ещё один пятикоординатный обрабатывающий центр с ЧПУ, что позволит в ближайшем будущем наладить серийное производство агрегатов РД-191 для «Ангары».

ОТ «ПРОТОНА» К «АНГАРЕ»

Напомним, в августе 2009 года правительство Пермского края, Федеральное космическое агентство и ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» подписали Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта по созданию двигателей для ракет-носителей «Ангара». Его цель - организация на испытательном полигоне ОАО «Протон-ПМ» серийного производства основных агрегатов ракетных двигателей РД-191 для «Ангары».

- Новый ракетный двигатель РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара» работает на принципиально других компонентах топлива, что делает его экологически чистым. И он намного сложнее с точки зрения изготовления. Поэтому без новых технологий, оборудования и «мозгов» (или умных кадров) не обойтись. Сегодня перед нами стоит достаточно амбициозная задача: в кооперации с другими российскими предприятиями, которые участвуют в этом проекте, наша доля в производстве новых двигателей к 2015 году должна составлять не менее 60%. И мы успешно движемся к этой цели совместно с (или при поддержке) краевыми властями, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «АиФ-Прикамье» Дмитрий Щенятский.

Ожидается, что первые поставки РД-191 начнутся уже в следующем году. А к 2017 году на территории испытательного полигона ОАО «Протон-ПМ» в посёлке Новые Ляды планируется создать современную технологическую базу, где в перспективе разместится производство всего двигателя РД-191.

КСТАТИ

Планируется, что уже к 2020 году ракеты-носители семейства «Ангара» полностью заменят «Протон-М». Как отмечают эксперты, уникальность новой ракеты-носителя заключается в её многофункциональности: в зависимости от комбинаций модулей (которые собираются подобно конструктору) «Ангара» способна выступать в качестве ракеты-носителя лёгкого, среднего и тяжёлого класса. Это обеспечит более широкий охват мирового рынка и, следовательно, усилит позиции России как ведущей космической державы.

Смотрите также: