«Алёхинские чтения», или Как отказали участнице Pussy Riot

Фото: Максим Кимерлинг

Березники, 17 января - АиФ-Прикамье. Березниковский городской суд был явно не готов к наплыву прессы. Порядка 100 человек отправились 16 января на север Прикамья только для того, чтобы лично присутствовать на очередном суде с Марией Алёхиной, участницей панк-группы Pussy Riot. Для журналистов из Перми даже специально заказали целый автобус. Здесь присутствовали представители местных, региональных, федеральных и зарубежных СМИ. Помимо журналистов, в Березники приехали мать Алёхиной Наталья Сергеевна и представители арт-группы «Война» во главе с Петром Верзиловым (мужем другой осуждённой участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой).

   
   

В течение порядка 2 часов журналисты и активисты не могли попасть внутрь здания суда, расположенного на первом этаже жилой пятиэтажки. На улице было довольно холодно – градусов 20 мороза, а то и ниже. Людей запускали по 4 человека – проверяли документы и личные вещи. Спустя какое-то время судебные приставы скомандовали: «Всё. Никого больше не пускаем. Зал переполнен». Пресса начала бунтовать: «Позовите председателя суда, мы аккредитованы!» Потом к приставам вышел кто-то из руководства и приказал не морозить журналистов. В результате на заседание попали все, кто хотел.

Фото автора

 

Дверь в зал суда была распахнута. Можно было легко войти туда, только ничего слышно там всё равно не было – журналисты-телевизионщики и фотографы загородили собой и аппаратурой весь доступ к главным действующим лицам процесса. Зато можно было посмотреть трансляцию в коридоре. Там был установлен монитор, где было видно, кто присутствует в зале.

 

Фото автора

 

Через полчаса после начала заседания Мария Алёхина попросила перерыв – для ознакомления с материалами дела. Администрация колонии предъявила осуждённой многочисленные взыскания в связи с нарушениями режима. Как говорят эксперты, эти замечания и стали главной причиной отказа в удовлетворении ходатайства.

   
   

В течение почти 4 часов – где-то до 18.30 по местному времени – суд слушал Алёхину, её адвоката Оксану Дарову, прокурора Льва Ташкинова и представителя администрации ИК-28.

Со слов последней, Алёхина несколько раз нарушила режим колонии – 2 раза проспала, один раз не выключила телевизор после отбоя. Объясняться по поводу нарушений осуждённая не стала, заявив, что нуждается в правовой поддержке своего адвоката. Администрация колонии восприняла это как отказ от объяснений. На суде Мария возразила: «Я сплю на нарах, в камере бронированная дверь. Сотрудник колонии, который будит всех по утрам, всегда с разной громкостью говорит «Подъём». Я просто не услышала».

Адвокат Оксана Дарова также подчеркнула, что нарушения Алёхиной если и были, то носили неумышленный характер. Она просила суд учесть при вынесении приговора все положительные характеристики Марии, приложенные к её личному делу.

 

Фото автора

 

Когда разговор зашёл о сыне Алёхиной, прокурор начал задавать ей наводящие вопросы о том, как она занималась его воспитанием.

- Ваш сын посещал какие-то дополнительные кружки, секции?

- Да, конечно.

- Что он посещал?

- Он ходил, в основном, на занятия, где развивают мелкую моторику.

- У вас есть справка, что он посещал занятия?

- Да.

- А у вас есть справка не о том, что он посещал кружки, а то, что вы его туда водили?

Фото Максима Кимерлинга

Алёхина замешкалась. Позднее она рассказала, что сын участвовал в подготовке к различным акциям и пикетам вместе с ней. «К нам также приходили знакомые с детьми, и мы все вместе рисовали плакаты для митингов», – отметила она.

Адвокат Алёхиной много говорила о том, какая Мария хорошая мать и как без неё страдает ребёнок.

Прокурор же отметил, что освобождение Алёхиной нецелесообразно. Во-первых, она много раз нарушила режим колонии. Во-вторых, до заключения под стражу она и её сын находились на полном обеспечении родителей Марии. Алёхина, несмотря на свою активную гражданскую позицию, нигде не работала.

После выступления осуждённой судья объявила перерыв. На полтора-два часа. Всех журналистов из зала заседания попросили выйти в коридор. Из здания сначала не выпускали. Потом как-то всё улеглось и на улицу выходить разрешили. В коридоре было очень душно и шумно. Все ждали решения судьи. С одной стороны, сторонники Марии Алёхиной, как и она сама, надеялись на её освобождение. С другой стороны, большинство из них было уверено в том, что решение судьи будет принято не в их пользу. Как заявила на суде сама Алёхина, «если государство отворачивается от детей на самом высшем уровне, то очевидно, какое решение примет суд небольшого города», однако тут же отметила, что «хотела бы, чтобы произошло маленькое чудо и в этом суде нашлись живые люди, которые думают о детях». Однако чуда не произошло.

Фото Максима Кимерлинга

Примерно в 21 час по местному времени было объявлено о продолжении заседания. Чтобы беспрепятственно провести Алёхину в зал суда, журналистов снова попросили перейти в другое помещение – в соседний коридор, а затем закрыли туда входную дверь. Через 5 минут прессу пригласили в зал заседания. «В удовлетворении ходатайства об отсрочке наказания до достижения её сыном 14 лет Марии Алёниной отказать», – сказала судья Галина Ефремова. Она также отметила, что наличие маленького ребёнка у осуждённой учитывал и Хамовнический суд.

После оглашения приговора журналисты и активисты ещё около часа ждали на улице, когда выведут Марию Алёхину, чтобы «загрузить» её в УАЗик и отправить обратно в СИЗО Соликамска. Вместе с ними стояла и мама Марии. В толпе как-то с иронией обсуждали приговор, судебный процесс и организацию всего этого мероприятия. «Алёхинские чтения», – сказал кто-то. «Цирк, – ответил другой. – Могли бы спокойно рассмотреть ходатайство в колонии, раз всё равно отказали в удовлетворении».

 

Фото автора

 

Решение не давать Алёхиной отсрочку смотрится странно в сравнении с похожим случаем в Иркутске. В 2010 году было возбуждено громкое уголовное дело в отношении дочери экс-председателя Иркутской областной избирательной комиссии Анны Шавенковой, сбившей на тротуаре в центре города двух женщин. Одна из пострадавших тогда скончалась от полученных травм. Видео с ДТП очень скоро появилось в Интернете и вызвало общественный резонанс. Сразу после аварии женщина, практически не обращая внимания на попавших ей под колёса людей, начала рассматривать повреждения автомобиля. Кроме того, прохожие равнодушно проходили мимо, даже не пытаясь как-то помочь пострадавшим. Суд приговорил Шавенкову к 3 годам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении с отсрочкой на 14 лет – у обвиняемой есть малолетний ребёнок.

Сторонники Алёхиной всё же не теряют надежду, что и им удастся добиться отсрочки. Адвокат Оксана Дарова уже готовится подать апелляционную жалобу на решение Березниковского городского суда в Пермский краевой суд. На апелляции Мария намерена присутствовать лично.

 

Фото Максима Кимерлинга

 

Отметим также, что группа поддержки Pussy Riot объявила 16 января всемирным днём солидарности с Марией Алёхиной. Во многих странах мира были организованы разные акции в поддержку осуждённой активистки, в социальных сетях были созданы посвящённые ей группы.