Защитим или разрушим? Пермяки против внедрения ювенальных технологий

Пермь, 15 мая - АиФ-Прикамье.

   
   

Как в театре абсурда

В середине марта отец семейства О., проживающий в Орджоникидзевском районе Перми, возвратился домой после ночной смены и узнал, что некие люди без предъявления каких-либо бумаг увезли в неизвестном направлении двоих из троих его детей. Семья считается многодетной, родители не лишены прав, суда по изъятию детей не было. По уровню достатка - как все среднестатистические семьи. Работники социальных служб про таких говорят: живут бедно, но чисто. Дети из данной семьи обеспечены всем необходимым, даже компьютер у них имеется. Есть в доме и аквариум с рыбками, и домашний кот. На стенах много фотографий ребятишек. Уже одно это говорит, что здесь их любят, уделяют должное внимание. 

В тот злополучный день совпало несколько обыкновенных житейских обстоятельств: нездоровье матери, которая рано легла спать, неадекватный гость, пришедший к бабушке, проживающей вместе с семьёй, дети, играющие не дома, а в соседской квартире. Почему-то участковый полицейский невзлюбил эту семью. Он часто наведывался к ним, но его через раз пускали в квартиру. А тут по звонку соседки он смог воспользоваться обстоятельствами и составить акт не в пользу этой семьи. Как потом выяснилось, он написал, что детей забрали с улицы полуголых, голодных, а их мать в это время лежала в стельку пьяная. 

 

                                                                         
Мы должны позаботиться о ребёнке

Сергей Большаков, замминистра соцразвития Пермского края:

Очень важно называть вещи своими именами и не путать понятия. Акцент в создании ювенальных законов в России делается на создании системы правосудия для защиты несовершеннолетних. Мы говорим о создании возможности оказания подростку всесторонней помощи, чтобы он не стал преступником. На деле же раздувается миф о какой-то непонятной связи между специальным правосудием для несовершеннолетних и действиями органов опеки и попечительства. Но даже и там, где угроза жизни и здоровью ребёнка возникает, речь идёт о восстановительных технологиях семьи.

Перед нами стоит задача в первую очередь спасти ребёнку жизнь. Помню случай в Кировском районе, когда родители 3 месяца морили голодом привязанного к кровати ребёнка, который в конце концов умер. И там никто не вмешался - ни соседи, ни родственники. 11 лет я работал в комиссиях по делам несовершеннолетних. Бывал во многих квартирах, где дети находились в социально опасной обстановке. Считаю, что порой нужно перестраховаться. Окончательное решение об изъятии детей из семьи всегда принимает суд с обязательным участием прокурора. За последние 2 года в Пермском крае не было ни одного случая безосновательного изъятия детей из семьи.

 

Одним из понятых выступил нетрезвый сосед. Отказать в подписании акта полицейскому он не мог, поскольку сам не раз попадался ему. Другой понятой выступила та самая соседка, которая и вызвала полицию. Акт ей на подпись принесли прямо в квартиру. Так и получилось, что двух младших - девочку 4 лет и мальчика 5 лет - увезли. Без копии составленного акта изъятия, без присутствия сотрудников органов опеки.

Разрушать - легко

- Позднее выяснилось, детей отправили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних по адресу ул. Куйбышева, 169/4, - рассказал нам Алексей МАЗУРОВ, председатель Пермского регионального отделения движения «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС). - Оказалось, что семья признана находящейся в социально опасном положении (СОП) и в 2010 г. между ней и службой опеки был заключён договор о неком социальном патронате. А это уже явный механизм ювенальной технологии, который внедряется на территории нашего региона как пилотный проект.

   
   

Несмотря на незаконность изъятия, вернуть детей оказалось довольно трудным делом. Орджоникидзевский район, как известно, сильно растянут территориально, и чиновники не один раз гоняли родителей с одного берега Камы на другой за разными бумагами. Только под давлением представителей РВС, которые сообщили, что они подали на действия участкового заявление в прокуратуру, детей вернули законным родителям. 

Не защищены

История эта закончилась благополучно. Но представители общественности расследуют в Перми ещё два случая незаконного изъятия детей из семей. 

А сколько подобных историй происходит в крае? В прошлом году, например, в Березниках у бабушки Людмилы Мишкович забрали внуков, когда мать ребятишек попала за решётку. Дети были от разных отцов, которые к своим обязанностям относились, мягко говоря, прохладно. Тем не менее органы опеки отняли детей у родной бабушки, воспитывающей их с рождения, и начали разыскивать нерадивых отцов, чтобы вручить им детей на воспитание.

По сути, большинство семей в нашей стране находится в незащищённом положении. Изъять ребёнка могут по навету соседей, из-за неприязненных отношений с представителями правоохранительных органов или потому что семья проживает в ветхом доме. 

Могут ли западные правовые модели, имеющие свои стандарты благополучия, работать в нашей стране, где миллионы достойных образованных граждан выросли в бараках с удобствами во дворе, питаясь тем, что собрано со своих огородов? Законопроекты о введении ювенальных технологий не раз вносились на рассмотрение в Госдуму, но каждый раз отправлялись на доработку. 

Равняясь на Запад, мы уже практически потеряли основы нашего когда-то лучшего в мире образования. Нельзя допустить, чтобы были растрачены и семейные ценности. 

В зоне риска - малообеспеченные

Павел Гурьянов, член центрального совета общественного движения «Родительское всероссийское сопротивление» от г. Перми: 

В нашей стране уже несколько лет происходят попытки насильственного внедрения механизмов ювенальной юстиции, пришедшей к нам с Запада. Результатом их действия является изъятие детей из вполне нормальных семей. Чаще всего жертвами этих технологий являются малообеспеченные семьи. Подобный подход жесток, он абсолютно чужд нашему народу, ведёт к разрушению как механизма передачи традиций в обществе, так и в целом института семьи. Мы считаем своим долгом противодействовать разрушительным тенденциям в конституционных рамках. От этого зависит будущее наших детей и страны.

Кстати

По данным Википедии, в России работа над внедрением ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии и международной Конвенции о правах ребёнка.

 

Смотрите также: