14 сентября в 5 час. 9 мин. 25 сек. взрыв разорвал предрассветную тишину города, разметал обломки лайнера и клочья человеческих тел. «Боинг-737-500» выполнял рейс SU821 из Москвы (аэропорт Шереметьево) в Пермь. При заходе на посадку вблизи аэропорта Большое Савино он, вместо снижения по заданной глиссаде, зашёл на второй круг, набрал высоту, спикировал и врезался в железнодорожное полотно буквально в двухстах метрах от жилых домов.
Загадка №1
Выяснено: лётчики имели значительные пробелы в сроках и качестве подготовки, налёте часов - особенно второй пилот Рустам Аллабердин (налёт на «Боинге» 219 часов при норме 300). Уровень их владения английским был недостаточен для пилотирования самолёта, имеющего техническую документацию и маркировку только на этом языке. Вывод комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК): у обоих «отсутствовали базовые навыки полёта на многодвигательных машинах». К тому же и тот, и другой только накануне вышли из отпуска и не успели ещё войти в форму. Однако были назначены на выполнение предельно сложных ночных рейсов, паузы между которыми не позволяли полноценно отдохнуть. Кроме того, эксперты обнаружили повышенное содержание алкоголя в организме командира воздушного судна Родиона Медведева. В отчёте комиссии упоминается о SMS, отправленном с борта самолёта одной из пассажирок своему знакомому в Великобританию. Она писала, что очень напугана, поскольку голос командира звучит как голос «совершенно пьяного человека».
По данным расследования, командир постоянно путал эшелоны, частоты и свой позывной, что являлось следствием сочетания усталости и наличия алкоголя в крови. Речь экипажа «изобиловала нецензурными выражениями с крайне резкими необоснованными отзывами в адрес бортпроводников и служб аэропорта, а также пространными рассуждениями, не связанными напрямую с решением текущих задач, что не позволяло им в должной мере концентрировать внимание на управлении воздушным судном».
До сих пор никто не ответил, как могло получиться, что их допустили к полётам?
Загадка №2
При подлёте к Перми пилоты повели себя, мягко говоря, странно: вопреки указанию диспетчера Ирека Бикбова держать высоту 600 м, они поднялись до 900. При указании выполнить правый разворот - двинули влево и т. д. Затем последовали крен, «бочка» и неуправляемое пикирование… Пермское региональное управление ФСБ ещё до расшифровки записей бортовых самописцев имело текст переговоров (из «прослушки») и взяло диспетчера в разработку. Кстати, сразу же хлынули слухи, о его якобы неправильных действиях - чуть ли не под лозунгом «ату его!» Их потом никто официально не опроверг. Мол, пусть как может, так и восстанавливает своё доброе имя, бережётся от слепой мести, вполне возможной тогда. Публичных извинений перед Бикбовым не последовало до сего дня.
Чуть позже в Интернете появилась распечатка этих переговоров (подлинность её «компетентные органы» не подтвердили, но и не опровергли).
Земля: «…Подходите к глиссаде»… «По моим данным, набираете … Высота 900, подтвердите».
Борт (после паузы): «Подтверждаю набор, снижаемся».
Земля: «Выполняйте правый разворот на курс 360, снижайтесь 600».
Борт: «Выполняем разворот 600».
Земля: «Рассчитывайте повторный заход…».
Борт: «Если вы не возражаете (пауза), продолжим заход»…
Бикбов, почуяв неладное: «У вас всё нормально в экипаже?»
Борт: «Подтверждаю».
Земля: «…Тогда строго выполняйте команды… работайте с подходом…»
В ответ - долгий и сдавленный крик: «Пи….ц!!!»
Загадка №3
Есть подозрение: неадекватно вели себя не только лётчики, но и бортовые системы. А не использовалось ли для этого некое сверхсекретное, действующее на значительной дистанции оружие? Наш земляк, отставной военный инженер Владислав Бердников, считает - это вполне могло иметь место. Тем более что внизу находились стратегические объекты, которые рвани - полгорода бы поубивали. А может, верно подозрение о наличии на борту террориста-смертника? Ведь в числе «випов» в Пермь летел советник президента, Герой России, генерал-полковник Геннадий Трошев. О своём стремлении отомстить ему за командование боевыми действиями в Чечне экстремисты заявляли неоднократно.
Загадка №4
Очевидцы клянутся-божатся: самолёт полыхал ещё до захода на посадку и напоминал собой комету. Однако оба двигателя упавшего лайнера работали до столкновения с землёй. До этого пожара и взрыва на борту не было. Упрекать очевидцев в сговоре и мистификации нет оснований. Так что же они наблюдали? Неужели нечто аномальное?
Загадка №5
Самолёт был выпущен в 1992 г. и долго эксплуатировался, в т. ч. в Китае. Далее - по цепочке: владелец (компания с Бермуд) - лизинг ирландский - эксплуатация «Нордом» - («дочкой» «Аэрофлота»).
Никто не развеял упорных слухов: среди оборудования изношенной машины было и контрафактное китайское.
Загадка №6
Разброс сумм, полученных родными погибших, необъясним ни с юридической, ни с моральной точек зрения. Страховая компания, обслуживавшая «Аэрофлот», заявила о готовности выплатить им до 2 млн руб. за человека. От государства назначили по 12 тыс. руб. В 2011 г. Пермским районным судом утверждено мировое соглашение по иску родственников одной из погибших. Совокупная сумма выплат составила 6,5 млн руб. А наследники генерала Трошева без всякой судебной волокиты получили 16 млн руб. Сплошные подковёрные игры!
Кстати
Вечером, накануне Дня памяти, пройдёт концерт-реквием, посвящённый памяти погибших в авиакатастрофе. 14 сентября, в 5 ч. утра у часовни на месте трагедии состоится панихида, а в 12 ч. пройдёт траурная церемония возложения цветов и венков на территории мемориала. Родственники, друзья и все, кто разделяет горечь утраты с родными, запустят в небо воздушные шары.
Наталья Залазаева, одна из организаторов мероприятий, сказала: «Мы делаем это в память людей, ушедших на небеса, чтобы она была доброй и светлой».
Всея печали
Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:
В этой истории всё на контрасте. С одной стороны - подлинно человеческое участие, которое проявили по отношению к пострадавшим местные спасатели, правоохранители, органы власти, население Прикамья. Посильные денежные взносы на увековечение памяти погибших поступали даже от студентов и заключённых колоний. Спасибо от всего сердца! С другой стороны - бездушие собственников лайнера, перевозчиков, страховщиков, стремящихся уйти от ответственности. Ангажированные ими юристы, обещая огромные суммы компенсаций в рамках мировых соглашений оглушенным горем родственникам погибших, шли на циничный обман. До сих пор игнорируется закономерно вставший вопрос: каким образом был приобретён, застрахован на огромную сумму и допущен к полётам самолёт, вскоре подлежащий списанию? Хочется надеяться, возобновлённое следствие и суды поставят все точки над i. Нам, родным жертв авиакатастрофы, важно, чтобы виновные понесли всю полноту ответственности, чтобы она послужила предостережением и чтобы подобное не повторялось. Есть поблизости от места трагедии памятник. Есть часовня. Мы верим, будет когда-нибудь в Перми храм «Всея печали».
Стиснув зубы
Дмитрий БАЙНОВ, сотрудник ГУ МЧС РФ по Пермскому краю:
Я был там от начала и до конца. Мы только возвращались с тушения пожара, как в эфире диспетчер сообщил о пропаже «Боинга» с радаров и необходимости быть готовыми к немедленному прибытию к месту возможной катастрофы. Так и случилось. Падение самолёта произошло на двухпутный перегон Бахаревка-Пермь II. Наши действия осложнялись рельефом: там была не насыпь, а углублённость. Но справились. Стиснули зубы и выполнили свою задачу. Мы только ещё сворачивались, когда к действиям приступили следователи, эксперты, ремонтники. Ведь разрушению подверглось около 100 м пути, более 500 м электропроводов. В результате прервалось сообщение по Транссибу.
Смотрите также:
- Сломанные крылья. Есть ли в казанской авиакатастрофе пермские черты? →
- Последние слова пассажиров польского самолёта были непечатными →
- Тайна крушений над Пермским краем остается загадкой →