Ни для кого не секрет, что в небе над Пермью творится что-то неладное. На город все время что-то падает. И это не только парализующий транспорт снег. Это нечто похуже, а именно – самолеты.
Воздушные хроники
Сначала кое-что из истории:
14 сентября 2008 года – крушение пассажирского лайнера «Boeing 737», 88 погибших, самолет чудом не упал в жилые дома.
14 сентября 2009 года - крушения вертолета «Robinson-44», двое погибших.
29 ноября 2009 года – падение в черте города, рядом с пороховым заводом легкомоторного самолёта «Cessna-182», 3 пострадавших, один погиб.
2 января 2010 года – вертолёт «Robinson-44» упал на лёд реки Кама, пострадал пилот.
18 января 2010 года – совершил аварийную посадку на аэродром «Большое Савино» боевой истребитель МиГ-31 по причине отказа оборудования.
7 марта 2010 года – на берегу реки Сылва совершил жёсткую посадку частный самолёт, один человек погиб.
19 ноября 2010 года – падение истребителя МиГ-31 в шести километрах от деревни Денисовка.
Теперь обледенела полоса
И вот новое происшествие. Вчера, в результате того, что посадочная полоса авиабазы «Сокол» (той самой, чей самолет и рухнул 19 ноября в 60 километрах от Перми рядом с Денисовкой) покрылась льдом, очередному истребителю пришлось совершать посадку в Ижевске. К счастью, на этот раз все обошлось благополучно.
Теперь главная новость. Вчера стало известно, что военно-воздушные силы России возобновили полеты тяжелых истребителей. В том числе, и над территорией Пермского края. Напомним, полеты были прерваны до выяснения причин падения МиГ-31 19 ноября.
«Командование приняло решение о возобновлении полетов Миг-31, так как причина аварии в настоящий момент установлена», - сказал представитель ВВС России полковник Владимир Дрик. При этом не уточив, что именно стало причиной катастрофы.
Как бы то ни было, военные самолеты возобновили полеты над Пермью и другими населенными пунктами края.
Знаю, но не скажу
Теперь о причинах падения МиГа 19 ноября. Тогда озвучивались две версии. Первая – техническая неисправность самолета. Вторая – ошибка пилотирования.
Так уж повелось, так принято в России, что виноват во всем «человеческий фактор». Оно и удобней. Ну, виноват пилот, ну, поругали его – и все. Хуже, если вскроется недостаточная техническая оснащенность машины, или высокий износ деталей, или вообще их отсутствия на боевой машине по бог весть какой причине. Кого же тогда винить – о, тут можно действительно, далеко зайти. Пусть лучше будет «человеческий фактор».
Так вот, хоть г-н Дрик и не уточнил, почему именно упал МиГ (возможно, просто забыл…), наиболее вероятным кажется, что если причину и назовут, то это будет «ошибка пилота».
Мужик не перекрестится…
Вспомним, что после катастрофы «Боинга» в 2008 году губернатор Прикамья Олег Чиркунов писал в своем блоге: «Начали серьёзно заниматься изучением возможности захода самолетов на посадку не со стороны города. Для безопасности города это важно».
Насколько важно, точно не ясно. Правда, в администрации губернатора Пермского края «АиФ-Прикамье» пояснили, что работа в данном направлении ведётся. Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края заказало проведение исследовательской работы по теме: «Разработка рекомендаций по внесению изменений в Инструкцию по производству полётов аэродрома совместного базирования «Пермь - Большое Савино».
Специалисты решили, процент полетов военных воздушных судов над городом можно снизить со 100 до 20, гражданских – с 90 до 20. Для этого надо поменять специальный магнитный курс. Что, в свою очередь, стоит около 30 миллионов рублей. Планируется, объясняли нам, что монтаж оборудования начнется до конца текущего года.
Что ж, скорей бы уж начался. Пусть даже и два с половиной года после страшной катастрофы. Вспомним, «Боинг» лишь чудом не угодил в жилые дома. Спрашивать, в свете таких сроков, когда же монтаж закончится, и вовсе как-то неловко. Хочется лишь надеяться, что раньше, чем в Пермь угодит что-нибудь тяжелое.