Семейные тираны. Почему в Прикамье много жертв домашнего насилия?

С каждым годом в Прикамье растет число «домашних» преступлений. Только в прошлом году от рук семейных дебоширов пострадали свыше 5300 женщин и детей.

   
   

Не стерпелось!

Ученые утверждают, что самое выносливое существо на земле – маленький водяной медведь. Микроскопическое животное способно выдержать колоссальное давление в шесть тысяч атмосфер (почти в 6 раз выше уровня давления в самой низкой точке Марианской впадины). Но если учесть, под каким нескончаемым прессингом по несколько лет живут многие наши женщины, пальму первенства следует все же отдать им.

Впрочем, у терпения тоже бывают пределы. И когда у жертвы оно лопается, многолетнему обидчику несдобровать. Так и произошло в одной из пермских семей: 80-летняя пермячка, устав от издевательств мужа, сурово расправилась со своим мучителем. Гособвинителем на судебном процессе выступала Светлана Трусова, помощник прокурора Индустриального района. По ее словам, несмотря на жестокость убийства, она не могла не проникнуться сочувствием к пожилой женщине.

Накануне роковой ночи муж угрожал женщине, что убьет ее, и для пущей убедительности приготовил топор и нож. Испугавшись, супруга решила его опередить. Вооружившись топором, молотком и отверткой, старушка ночью зашла в комнату к спящему супругу и устроила настоящую резню: нанесла жертве более 40 (!) ударов лезвием топора, 66 (!) ударов молотком и два удара отверткой. После чего вызвала полицию. По заключению эксперта, в целом убитому она нанесла свыше ста ударов: из них около 70 – по голове и шее. Женщина была вменяема.

«Подсудимая вину признала, но при этом сожалела, что не убила его раньше», – говорит Светлана Трусова. 

На суде сын и соседи подтвердили слова обвиняемой: супруг прикладывался к бутылке, много лет систематически избивал жену палкой, конфликтовал со всеми. О женщине же все отзывались только положительно и доброжелательно. Но, несмотря на показания свидетелей, а также возраст обвиняемой, суд приговорил ее к пяти годам колонии общего режима.

Нужный телефон
Кризисный центр для женщин – 8-992-200-18-56 (круглосуточно). Телефон доверия для детей, подростков и их родителей – 8-800-200-01-22.
   
   

Фейсом об тейбл

Возникает вопрос: почему же женщины терпят издевательства? Психологи объясняют это семейным воспитанием.

«Видимо, там, где родилась эта женщина, такое поведение было нормой. Очевидно, так отец вел себя с ее матерью, – рассуждает Наталья Малекова, психолог высшей квалификационной категории. – 
Как правило, такие женщины очень зависимые. Для них страшнее оказаться одной, чем получить фейсом об тейбл. У них заниженная самооценка, есть склонность к мазохизму. Может быть, некоторые из них даже любят своего мучителя. Недаром есть поговорка: любовь зла – полюбишь и козла. Несколько лет со мной по соседству жила пара: он ей уши отрезал, дырочки в черепе делал, ночью она орала так, что весь дом ходуном ходил. А утром они как ни в чем не бывало шли вместе».

По словам психолога, в Прикамье отсутствует культура получения помощи, мало информации, куда женщины могут обратиться в случае семейных конфликтов.

«Нужно образовывать женщин, проводить для них лекции. Ведь они даже не знают, куда им идти в такие кризисные моменты. Домашнее насилие крайне сложно выявить. Представительницы прекрасного пола никогда не говорят, что мужчина их бьет. Многие эту ситуацию даже неправильно воспринимают. Считают: раз получила – значит сама виновата», – говорит Наталья Юрьевна.

По ее словам, определить тирана можно уже на стадии конфетно-букетного периода. Партнер постоянно ущемляет и нарушает личные права и пространство. Устраивает тотальную слежку и постоянно требует отчета, куда ходила и где была. Примером и признаком жесткого психологического контроля могут служить даже просьбы не надевать определенную одежду. От таких запретов рукой подать до рукоприкладства. А если уж, не дай бог, дошло до побоев, то психологи советуют делать ноги от такой второй половинки. Сразу же. После первого удара.

- Мужчины, конечно, могут потом просить прощения, искренне раскаиваться в содеянном, ползать на коленях. Но высок риск, что это будет повторяться вновь и вновь. Это привычка, от которой сложно избавиться, – предупреждает Наталья Малекова.

Закон несуров

Не надо думать, что проблема домашнего насилия касается сугубо асоциальных семей. От насилия никто не застрахован. Будь ты даже известная телеведущая или жена парламентария. Недавно СУ СК по Пермскому краю завершило расследование уголовного дела против депутата сельского поселения в Бардымском районе. Семейная ссора 1 января вылилась в мордобой: 63-летний мужчина хорошенько отделал жену, сломав ей нижнюю челюсть. Дело передали в суд.

Масштабы проблемы таковы, что иные горячие головы поговаривают: нужно срочно вводить в России уполномоченного по правам женщин. Впрочем, эксперты «АиФ-Прикамье» настаивают на том, что надо не омбудсменов придумывать и плодить, а улучшать законы, которые в этой сфере далеки от совершенства.

Ведь зачастую защитить жену от собственного мужа очень сложно, потому как данная ситуация считается внутрисемейным конфликтом, в который полиция не всегда вмешивается. «Начнет бегать за вами с топором, тогда и звоните» – примерно так могут ответить женщинам, которые ищут защиты от своих злобных супругов.

Отчасти решить проблему мог бы региональный закон «Об административных правонарушениях», который в том числе устанавливает ответственность за «создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях». Законопроект еще в сентябре 2014 г. прошел первое чтение, после чего завис на стадии доработок и поправок. Ускорить его принятие во втором чтении депутатов Заксобрания настоятельно просит Виктор Кошелев, начальник ГУ МВД по Пермскому краю.

«Этот законопроект позволит устранить правовой пробел, затрудняющий привлечение к административной ответственности семейных тиранов и дебоширов. Уверен, что это сохранит не одну жизнь, снизит показатели бытовой преступности. Ведь именно слово «спокойствие» является ключевым в этом законопроекте», – говорит Виктор Кошелев.

Ремнем по попе, или держи язык за зубами

Как признаются правоохранители, самая сложная категория семейных преступлений – насилие над детьми. Чаще всего именно дома малыши и подростки терпят рукоприкладство, систематические побои и, что еще страшнее, сексуальное насилие.

«Ребенок в силу возраста не понимает, что в отношении него совершается преступление. Хотя подзатыльник, применение ремня квалифицируются законодателями как истязания и влекут уголовное наказание. Чаще всего малыш находится в зависимом положении от насильника, боится его, а порой и жалеет. Поэтому он никому не сообщает, не жалуется на тирана-родителя. О происшествии становится известно только по случайности», – признается Ксения Лунина, зам. руководителя отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Пермскому краю.

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в крае, добавляет: наше общество в своей массе лояльно относится к преступлениям против детей.

«Это уже сложившаяся система: посторонние лица крайне редко сообщают в правоохранительные органы о фактах семейных истязаний. Соседи, слыша, что ребенок за стенкой плачет, что его бьют, никак не реагируют. Чего боятся – непонятно. Опасаются, что их привлекут к следствию как свидетелей? Не хотят портить отношения с соседями или родственниками, в чьих семьях происходит что-то нехорошее? В итоге эти социальные страхи приводят к тому, что жертвой преступления становится беззащитный ребенок», – говорит детский омбудсмен.

Если есть риск стать жертвой домашнего насилия

В случае опасности для вашей жизни и здоровья любыми способами постарайтесь вызвать помощь и сообщить о случившемся в полицию: обратиться с заявлением в местный отдел по тел. 02 либо к своему участковому. Член семьи, от которого исходит угроза, может быть привлечен к уголовной ответственности по статьям УК РФ «Нанесение побоев», «Истязания», «Угроза убийством» и т. д. Привлечение по этим статьям чаще всего помогает предотвратить более тяжкие преступления.

Если критическая ситуация не требует вмешательства полиции и есть возможность ее разрешения, то все равно примите предупредительные меры:

– сделайте так, чтобы ваши близкие находились в курсе складывающейся обстановки в вашей семье;

– найдите надежное место, куда вы сможете уйти в случае опасности;

– договоритесь с соседями, чтобы они вызвали полицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры;

– спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы вы могли быстро ими воспользоваться;

– храните необходимую сумму денег, записную книжку с номерами телефонов, документы, одежду и лекарства в доступном месте;

– заранее узнайте телефоны дежурной части отдела полиции, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних и т. п.

– не пугайте дебошира полицией (это может вызвать труднопрогнозируемую реакцию вашего домашнего тирана), а обращайтесь к ее представителям своевременно.

Фото: АиФ

Комментарии

Елена Бачева, руководитель НКО «Академия родительского образования», председатель Пермского регионального отделения Национальной родительской ассоциации:

«Жестокость, насилие в семье… Сегодня это, к сожалению, не редкость. Мужчина избивает свою жену, та в свою очередь злость и досаду выхлестывает на детях. Для таких ребят родительский дом становится местом унижения, боли, страдания. Чем измерить их детское горе? Известный педагог и журналист Симон Соловейчик говорил: «Дети делятся на тех, кого с радостью встречают дома, и на тех, кого не ждут». Они не торопятся домой. Оно и понятно, что хорошего они там видят? Многие из них бродяжничают, идут на преступления. Сироты при живых родителях, кем они станут? А самое главное – какими людьми вырастут? Мир устроен как бумеранг: что отдашь в этот мир (в том числе и в мир ребенка), то и получишь. Нетрудно догадаться, что ждет горе-родителей в ближайшие 10-15 лет.

Всякий раз, сталкиваясь с жестокостью и насилием в семье, думаю, откуда в людях столько злости? Не ошибусь, если скажу, что одна из причин – в отсутствии любви между родителями и детьми. И уже не в одном поколении этого рода! Без любви душа человека оскудевает, опустошается и заполняется обидами, страхами, которые со временем перерастают в агрессию, ненависть ко всем и всему. Есть ли выход из этой человеческой разрухи? Есть! Мы учим родителей быть родителями, но делаем это с душой, любовью, с состраданием к этим людям».

Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае:

« К сожалению, сегодня в крае нет комплексного подхода к защите женщин от домашнего насилия. А сама проблема носит латентный характер. Женщины сегодня остаются один на один с этим. Они не верят, что могут получить реальную помощь, поэтому никуда не обращаются.

На мой взгляд, нужно выстраивать такую же систему социального сопровождения, какая создана для защиты несовершеннолетних: здесь действует цепочка из комиссии и ведомств, которые сопровождают детей из группы риска. Сегодня катастрофически не хватает кризисных центров для женщин. В идеале в каждом райцентре должны быть места, куда женщины могли бы обратиться за консультацией и помощью. Мне кажется, в создании таких центров могли бы поучаствовать некоммерческий и частный секторы в формате реализации общественных проектов. Тем более что у нас в свое время был подобный успешный опыт – частный центр «Катерина».

Подчеркну: сегодня в Прикамье стоит задача наладить систему межведомственного взаимодействия по защите женщин от бытового насилия, а также поддержке женщин преклонного возраста, которым не уделяют должного внимания родные. Надеюсь, в этом году мы сделаем первые реальные шаги по созданию такой системы».

Эльчин Юсубов, координатор пермского филиала Всероссийской общественной организации «Право на оружие»:

«Я бы не стал привязывать жестокость в семье к гендерному аспекту. Все-таки домашнее насилие испытывают и мужчины. Битье скалкой или сковородкой – издавна женский способ разборок. А вот терпеть или не терпеть издевательства – вопрос самоуважения. Тот, кто себя уважает как личность, терпеть ни при каких условиях не будет, независимо от тех благ, которые дает семейный союз. То, что женщина не уходит от мужа-деспота из-за того, что боится травмировать ребенка, – это отговорка. Есть такое мнение, что психологически все люди делятся на жертв и палачей. Они ищут друг друга, создавая пары. Если люди остаются в положении жертв, значит, такой расклад их устраивает. Если женщина терпит побои от мужа, может оказаться, что втайне ей это нравится. Если же нет, то считаю необходимым давать отпор тирану. По мне, так лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Курсы самообороны – полезная вещь. Важно в любой ситуации уметь постоять за себя. Это поднимает самооценку, придает уверенность в своих силах».

 

Смотрите также: