1042

Не стать жертвой. Многодетный отец – о том, как научить детей безопасности

Фёдор Парамонов рассуждает о том, как можно воспитать в детях чувство самосохранения.
Фёдор Парамонов рассуждает о том, как можно воспитать в детях чувство самосохранения. Из личного архива

Мы живём не в стерильном мире, где люди могут чувствовать себя спокойно и не бояться за здоровье и жизнь своих детей. Абсолютной безопасности нет в природе. Относительная, наверное, только в одном случае – если запереть ребёнка в 4 стенах и никуда не выпускать. По крайней мере, от агрессивных факторов внешней среды до какой-то поры он будет защищён (если вы, конечно, живете не на востоке Украины). Понятно, что это утопия и крайность, граничащая с паранойей. Иллюзия безопасности и разрыв с реальностью.

Тогда что остаётся? Остается учиться жить в этом мире, в котором хватает угроз и встречаются неприятности. И одна из главных родительских задач – научить детей видеть опасность и по возможности её избегать. Везде соломку не подстелешь, да и ходить с «родительским зонтиком» всю жизнь не получится, мамы и папы не вечны.  Где этот искомый здоровый баланс между родительской заботой и приучением к самостоятельной жизни? В каждой семье этот баланс определяют по-своему. Независимо от этого, важно, чтобы ребёнок знал, что ему делать в той или иной ситуации. И не просто знал в теории, а умел применить на практике.

От всех угроз, с которыми могут столкнуться дети, не убережешься. Но снизить риски и научить детей безопасности – прямая обязанность родителей и общества.

Итак, что нужно сделать, чтобы ребенок не стал жертвой маньяка или похитителя?

Первое, и, пожалуй, самое важное: научить ребенка видеть опасность и адекватно реагировать. Что мы имеем сейчас на практике?  Я специально спросил у дочки (9 лет), как обстоит дело с вопросами безопасности в её школе. «Примерно раз в месяц к нам кто-нибудь приходит и говорит разные правила: не разговаривать с незнакомыми, не ходить одной по вечерам в опасных местах». Ответ меня не удивил, но и, признаться, не обрадовал.  Он, наверное, сгодится для сдачи зачёта по ОБЖ, но не для реальной жизни.

В течение следующих 10 минут я смоделировал с дочкой несколько ситуаций и результат был удручающим. «Представь, – говорю я, – вы едете с подружкой Настей на автобусе в музыкальную школу. Рядом с вами едет плохой человек. Он подслушивает ваш разговор, запоминает, как вас зовут, и незаметно доходит с вами до школы. Через неделю или месяц, когда у тебя заканчиваются уроки, и ты выходишь на улицу, к тебе подходит этот человек. Обращаясь к тебе по имени, он приглашает тебя в кафе, где уже ждет Настя. Он якобы её дядя и нужно ехать быстрее, сладости уже на столе, а Насте скучно одной.  Ты бы села в его машину?». «Я бы села», – отвечает дочка. И это после всех разговоров про маньяков! И хорошо, что она ответила честно, не пытаясь дать ответ, который я хотел бы услышать.

Дети очень наивны и доверчивы. И одних лекций недостаточно. Нужно моделировать эти ситуации в реальной жизни. И не на уровне задушевных разговоров, а на практике. Этим, как мне кажется, могли бы заняться сообща родители и общественные организации. В сети можно найти видео, как  журналисты проводят социальный эксперимент. Детям разных возрастов на площадке предлагают под разными предлогами (помочь найти котенка, «мама попросила тебя забрать» и т.д.) уйти с территории с незнакомцем (или незнакомкой). В девяти из десяти случаев дети с площадки ушли. Родители, которые наблюдали за экспериментом, были в шоке. Это к вопросу  о пользе лекций.

Чем больше таких ситуаций проиграно, тем чётче ребенок уяснит правило – с незнакомыми не разговаривать и, тем более, никуда не ходить. Если предлагают, куда-то выйти – лучше сразу отходить в сторону и не общаться. Лучше показаться невежливой и грубой, чем рисковать своей жизнью. Подойти к другим родителям на площадке и попросить помощи, позвонить родителям.

Что делать, если тебя берут за руку и начинают уводить, попутно рассказывая легенду о «родителях, которые попросили забрать»? Изо всех сил кричать, вырываться, привлекая к себе внимание окружающих.  Ещё лучше – пинаться, кусаться и т.п. Похитителям не нужен лишний шум и свидетели. Так что есть шанс в прямом смысле отбиться. Здесь важно, чтобы ребенок не боялся возможного наказания за шум или неповиновение. С детского сада детей учатся «вести себя тише», подчиняться взрослым и слушаться старших.  «Эти правила работают в «обычной жизни», а если тебя ведут к машине против твоей воли, то можно делать всё для своей защиты. Не бойся показаться грубой или дикой, – сказал я дочке, – это спасёт тебе жизнь!». 

Второе – в век технического прогресса грех не воспользоваться гаджетами. В случае похищения смартфон, скорее всего, не поможет. Телефон сразу выключат или выкинут. Значит, нужно такое устройство, которое работало бы по принципу «тревожной кнопки», например, в виде gps-часов (на рынке представлены сейчас разные модели). В случае опасности ребенок нажимает незаметно кнопку, сигнал поступает группе быстрого реагирования и родителям. Это, кстати, может помочь и в «мирной жизни», при встрече со стаей диких собак.

Третье – самим взрослым не нужно быть равнодушными. К примеру, руководитель благотворительного фонда «Колыбель надежды» Елена Котова предложила создать в Перми «Службу сопровождения детей». Суть идеи: помогать тем семьям, в которых родители не  успевают из-за работы забирать детей из школы или отводить на секции. «Мы должны понять, что дети до 13 лет не способны защитить себя самостоятельно. Поэтому необходимо по заявлению родителей оказывать помощь и поддержку. Я просто не могу иначе, эта история не отпускает меня, и ничего не делать тоже не могу», – написала на своей странице в Facebook Елена Котова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах