В Перми идёт расследование ЧП в школе № 127. В день трагедии многие родители посчитали нужным поговорить с детьми о произошедшем. Можно ли подготовить ребёнка заранее и научить правильному поведению в экстренных ситуациях?
Советы экспертов - в материале «АиФ-Прикамье».
Сохранять самообладание
На примере с ЧП в пермской школе алгоритм действий детей в чрезвычайных ситуациях мы обсудили с автором проекта и преподавателем Академии детской безопасности «Умка» Светланой Неволиной.
«Достоверной картины происшествия мы пока не знаем, но можно сложить примерную цепь событий. Главное, что хочу сказать: четвероклассники молодцы, что сразу, как только появилась возможность, выбежали из класса», – рассказывает Светлана.
По её словам, основной алгоритм действий в критических ситуациях один.
Также Светлана замечает, что нужно внимательно следить за происходящим.
«Если есть шанс покинуть место происшествия, то надо это сделать. Но следует объективно оценить возможности: не разумно, например, для этого выпрыгивать из окна пятого этажа. Но в пермской школе дети поступили правильно: они убежали из класса в тот момент, когда в класс вошёл мужчина и отвлёк внимание злоумышленников», – утверждает Светлана Неволина.
Неформальный подход
Эксперт считает, что работа по безопасности детей в школах часто ведут формально, и это надо изменить.
«Однажды я пришла в класс, и спросила у детей, как себя вести, если вас захватили террористы. Они пожали плечами, хотя недалеко от кабинета давно висит плакат на эту тему. Тогда я им рассказала о самых известных и крупных актах террора в России, показала некоторые видео с мест событий. Мы обсудили суть террора и алгоритм действий в таких ситуациях. По окончании занятия весь класс ринулся изучать плакат, о котором я говорила в самом начале. Нам недостаточно развесить плакаты: надо донести до детей серьёзность того, что на них изображено», – говорит тренер по безопасности.
Не иллюзии, а реальность
О том, что уже сейчас можно сделать для безопасности детей, рассказала автор проекта и книги «Школа осознанного родительства» Ольга Якимова. После трагедии в пермской школе эксперт поделилась своим представлением о том, какие способы воздействия на детей дадут результат. Она рассказала, как выстроить систему профилактики преступлений с участием детей, и научить их безопасности.
По словам эксперта, в представлении многих современных подростков размыта грань между шуткой и правонарушением.
«Нужно ввести курс изучения законов. Чтобы дети с малых лет знали, что «взять телефон посмотреть» и не вернуть – это кража, что «пошутить» звонком в школу о бомбе – это хулиганство, что «просто помочь другу и передать пакет с наркотиками» – это распространение запрещённых веществ. Дети должны понимать, какое наказание их ждёт за такие «невинности» по УК РФ, и то, что незнание законов не освобождает от ответственности», – считает эксперт.
Не ждать, что кто-то сделает за нас
Кроме того, оба эксперта говорят об актуальности тех моментов, о которых общественность вспоминает при каждой чрезвычайной ситуации, в центре которой оказывается ребёнок. Вопрос безопасности детей нельзя полностью перекладывать на школу. Родителям нужно интересоваться тем, что происходит в жизни ребёнка в классе, в школе, при общении с друзьями. Постоянно общаться не только с педагогами, но и с родителями одноклассников ребёнка. Так будут «выплывать» сложные ситуации, и всегда можно будет избежать острого конфликта. Обязательно выстраивать доверительные отношения с ребёнком. При этом периодически заглядывать на его странички в соцсетях: так можно узнать, что тревожит ребёнка, каково его эмоциональное состояние и не завязал ли он опасных знакомств.
Ценность советов наших экспертов заключается в том, что их можно взять на вооружение прямо сейчас, не дожидаясь, когда меры безопасности будут внедрять на государственном уровне. В партнёры можно привлечь других родителей, классного руководителя и педагогов, которые осознают важность вопроса. Если же не удалось найти единомышленников, то статьи и инструкции, как вести себя в экстренных ситуациях, можно найти в Интернете. И вместе с ребёнком разбирать их дома.