После ЧП в школе выяснилось, что один из нападавших подростков собирал на своей странице в социальной сети видеоролики печально известного расстрела в американской школе «Колумбайн». Тогда, в 1999 году двое парней расстреляли учителей и учеников. Трагедия стала культовой в определённых кругах и вызвала волну подражаний.
Жизнь одна
Повышенное внимание к насилию в разных формах характерно для подростков. Этот возраст – самый противоречивый. Уже не дети, но ещё не взрослые, они, с одной стороны, полны ощущением собственной неуязвимости, с другой, начинают понимать, что жизнь когда-нибудь может закончиться. И у них возникает неосознанное желание проверить её конечность на себе, а порой и на других. Это может проявляться в рискованном поведении.
«Сейчас подростки окружены негативной информацией. Боевиками ребята интересовались и в прежние времена, но что такое «Пираты XX века» против современных боевиков и фильмов ужасов?! – задаёт вопрос Алина Селищева. – Насилия много и в социальных сетях. Какие ролики наиболее популярны? Те, где присутствует опасность, смерть, насилие. Это можно объяснить естественной реакцией. Человек в первую очередь, обращает внимание на ситуации, несущие в себе потенциальную угрозу. Чтобы выжить, необходимо быть готовым отразить опасность. Запретить такие видеоролики трудно. При этом стоит помнить, что при просмотре подобного рода материалов и у взрослых и, особенно у детей, формируется вполне определенный агрессивный стереотип поведения. Негативное влияние оказывают и компьютерные игры, где у героев, как у кошки, девять жизней. Если ребёнок играет с детства, то он не отдаёт себе отчёт, что в реальности жизнь только одна».
Но, пожалуй, самое важное – это влияние семьи. Именно родители формируют основные ценности, в том числе ценность жизни. Поэтому очень важно выстроить доверительные отношения с детьми, уделять особое внимание действиям сыновей и дочерей в социальных сетях.
Переступить черту
У всех людей есть свой определенный уровень базовой агрессии. Это врожденная характеристика, и она у каждого человека своя. Способность к достижению цели, упорство, лидерские качества, умение повести за собой: всё это конструктивные проявления агрессивности. И есть другое проявление – желание ударить, сломать, стремление причинить вред. Поэтому взрослым надо прилагать определенные усилия, чтобы направить агрессию в «позитивное» русло.
«Те, кто поднял руку на другого, признаются, что в свое время решиться ударить человека первый раз было трудно. По словам одного мальчика – это «как перейти черту». Но случай в школе №127 – всё-таки исключительный. Возможно, у нападавшего есть довольно серьёзные психологические проблемы», – говорит Алина Селищева.
К слову, по данным краевого МВД один из нападавших состоял на учёте в психоневрологическом диспансере. Его знакомые рассказали, что он был очень скрытным, зато всегда принимал участие во всех школьных драках. Во время обучения в школе он считался трудным подростком, с ним постоянно работал психолог. После одной из драк его поставили на учёт и назначили психолого-педагогическое сопровождение.