«Элиону» заказали? Почему пермскую предпринимательницу не выпускают из СИЗО

Эльфира Кузьмина является учредителем и директором фирмы «Элиона», которая уже более двух десятилетий работает на региональном рынке общепита. За эти годы компания зарекомендовала себя добросовестным поставщиком. © / Эльфира Кузьмина / Из личного архива

Пошёл уже четвёртый месяц, как известная пермская предпринимательница Эльфира Кузьмина находится в СИЗО. Хотя ей инкриминируется совершение преступления средней тяжести, суд уже дважды продлевал ей арест.

   
   

Свою вину 59-летняя женщина не признаёт. Она и сотрудники её фирмы «Элиона», которая много лет занимается поставками питания в больницы Прикамья, не исключают, что поводом к уголовному преследованию стало желание выдавить их успешную компанию с рынка.

Подробности резонансного дела – в нашем материале.

Вопреки Путину

Эльфира Кузьмина является учредителем и директором фирмы «Элиона», которая уже более двух десятилетий работает на региональном рынке общепита. Компания много лет обеспечивает питанием (в том числе лечебным, диетическим и т.д.) различные медучреждения края. И за эти годы зарекомендовала себя добросовестным поставщиком.

Но в последние годы выросло число различных проверок в отношении «Элионы». А летом 2020 года против руководителя фирмы возбудили уголовное дело. Эльфиру Кузьмину подозревают в даче взятки руководителю одной из прикамских больниц. Правоохранители возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 291 УК РФ «Дача взятки должностному лицу в значительном размере». В деле фигурирует сумма 20 тысяч рублей.

В июне 2020 года предпринимательницу задержали оперативники краевого УФСБ. Тогда же по решению суда Эльфиру Кузьмину на два месяца отправили в СИЗО. После чего суды уже дважды продлевали содержание её под стражей.

Хотя защита просила избрать более мягкую меру. Например, отправить Эльфиру Кузьмину под домашний арест. Или выпустить под подписку о невыезде, либо под залог. Следователь же каждый раз настаивал на продлении содержания женщины в СИЗО ещё на два месяца. В итоге в сентябре Свердловский районный суд принял очередное «половинчатое» решение, продлив арест предпринимательницы на один месяц. Краевой суд оставил это решение в силе, отказав в удовлетворении жалобы адвокатов Эльфиры Кузьминой.

   
   

И это вызывает, мягко говоря, недоумение у них. Защита считает, что арест – несоразмерная мера пресечения в данном деле: ведь их подзащитную подозревают в преступлении средней тяжести. Кстати, ещё год назад Владимир Путин во время прямой линий заявил, что нельзя злоупотреблять арестами в сфере экономических преступлений. Президент чётко дал понять, что надо шире использовать такие меры пресечения, как залог, подписка о невыезде или домашний арест. Владимир Путин тогда же назвал одной из главных проблем «бесконечное содержание под стражей» представителей бизнеса, которых обвиняют по тем или иным статьям. И, очень похоже, что такой сценарий – длительного содержания в СИЗО – сейчас претворяется в жизнь в отношении Эльфиры Кузьминой.

Хотя здесь можно вспомнить немало примеров, когда те же прикамские топ-чиновники, обвиняемые в куда больших прегрешениях, на время следствия и суда избегали заключения под стражу. Так, бывший министр спорта Пермского края Павел Лях (его в итоге признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями - Авт.) находился под домашним арестом.

Как и другой бывший член регионального правительства Андрей Ковтун, которого в августе 2020 года признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере. А летом 2019 года всё тот же (кстати!) Свердловский районный суд без проблем отпустил под залог главврача Центра медицинской профилактики Пермского края Марину Другову, обвиняемую в мошенничестве на сумму около миллиона рублей. 

Адвокаты Эльфиры Кузьминой привели в суде целый ряд аргументов, почему на время следствия их подзащитная вполне может находиться под домашним арестом в принадлежащей ей квартире в Перми. Предприниматель ранее не была судима, оказывать давление на участников процесса (тем более при запрете пользоваться телефоном и Интернетом) не сможет, скрыться заграницу тоже (о чём волнуется следователь, хотя ещё при обыске у женщины изъяли загранпаспорт, а виза у неё просрочена).

Также сторона защиты указала, что пребывание в СИЗО несёт дополнительные риски для здоровья 59-летней Эльфиры Кузьминой, особенно в условиях пандемии коронавируса. Вообще, как показывает судебная практика, людям пенсионного возраста, которые впервые обвиняются в преступлении средней тяжести, как правило, суды назначают подписку о невыезде. Реже – домашний арест. 

Однако пермские суды аргументы адвокатов Эльфиры Кузьминой не услышали. Кстати, предпринимательница не признаёт своей вины. Женщина утверждает, что передала деньги главврачу в качестве личного пожертвования для больницы – для покупки детских молочных смесей.

Дело затягивается?

Есть ещё один момент, который тревожит защиту Эльфиры Кузьминой. И об этом её адвокаты не раз заявляли в суде. По их словам, следствие по делу затягивается, а расследование продвигается только по инициативе стороны защиты.

«Возникает резонный вопрос, почему подзащитная должна ожидать следственных действий в тюремной камере следственного изолятора. Какая в этом имеется целесообразность и необходимость? Какая степень общественной опасности исходит от подзащитной, что позволяет сделать вывод о необходимости содержания её под стражей в СИЗО?» - задаётся вопросами сторона защиты Эльфиры Кузьминой.

И здесь уместно вспомнить, что ещё год назад Владимир Путин подписал закон о недопустимости продления срока содержания по стражей бизнесменам, если по их уголовному делу не проводятся активные следственные действия.

Эльфиру Кузьмину и работу её фирму «Элиона» не раз отмечали на разном уровне, в том числе органы власти. Так, она признавалась лучшим предпринимателем и образцовым налогоплательщиком. Фото: Из личного архива

И.о. уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае Ольга Камина также считает заключение Эльфиры Кузьминой под стражу «излишне суровой» мерой, которую можно заменить «на более гуманную». Об этом она заявила в своём обращении к прокурору Пермского края.

Фирме грозит крах?

После того, как Эльвиру Кузьмину задержали, бремя руководства фирмой легло на плечи её ближайшей соратницы и заместителя директора Марины Юминой. Ей и сотрудникам «Элионы» приходится работать сейчас в очень непростых условиях. Сразу после возбуждения уголовного дела в отношении учредителя фирмы прошла очередная волна проверок предприятия. При этом обязательства, которые есть у «Элионы» по поставкам питания, никто не отменял и их надо выполнять. И в такой сложной ситуации сотрудники фирмы продолжают добросовестно трудиться, обеспечивать качественным питанием больницы и медучреждения края. Несмотря на то, что на ту же Юмину, по её словам, продолжается давление.

О фактах давления и угроз со стороны правоохранителей она рассказала в своём заявлении в Генпрокуратуру РФ, которое подала 11 сентября. В частности, по словам Юминой, ей грозили, если она не даст показания на своего руководителя Эльфиру Кузьмину, то сама из разряда свидетелей перейдёт в обвиняемые.

Если это произойдёт, то «Элиона» будет обезглавлена. Это может привести к дестабилизации работы фирмы и срыву исполнения госконтрактов. И фирма, которая много лет добросовестно обеспечивала и обеспечивает питанием медучреждения края (а обеспечение даже одной больницы качественным питанием это ежедневный труд десятков людей, который нужно умело выстроить) может оказаться на грани банкротства.

Благодарственные письма в адрес Эльфиры Кузьминой и её компании. Фото: Из личного архива

«Мы считаем задержание Эльфиры Кузьминой недоразумением. «Элиона» - открытое предприятие с хорошей репутацией, которую долго нарабатывали и всегда ей дорожили. Мы опасаемся, что такое давление может привести к краху одной из крупнейших фирм на рынке этом рынке», - говорит Марина Юмина, которая до сих пор с ужасом вспоминает июньские обыски с «маски-шоу» в офисе «Элионы» и последовавшие затем события.

Кстати, во время обысков у Марины Юминой пропали 25 тысяч рублей. О чём она тоже заявила в своём обращении в Генпрокуратуру.